Изучение однородных членов предложения в начальной школе

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе

Вопрос об однородных членах имеет большую историю. Многие лингвисты склонны были рассматривать такие предложения, как слитные. Однородные члены предложения как результат слияния двух и более предложений понимали Н.И. Греч, Ф.И. Буслаев. Несколько по-иному относился к подобным предложениям Д.Н. Овсяников-Куликовский. Он говорил об одинаковых частях внутри предложения (двух подлежащих, двух сказуемых, двух дополнениях и т.д.).А. А. Шахматов также не склонен усматривать слияние нескольких предложений в предложениях типа: Цезарь пришел, увидел, победил. В дальнейшем такие предложения стали рассматриваться как предложения с однородными членами.

Как показывает школьная практика, вопрос об однородности членов предложения не является до конца решенным не только в лингвистике, но и в методике. В практике обучения младших школьников сложилась традиция: однородность членов предложения рассматривается слишком узко и изучается попутно с пунктуацией. Наиболее полно изучение однородных членов отражено в традиционной системе образования. Чем лучше будет организовано усвоение однородных членов предложения, тем эффективнее станет процесс совершенствования пунктуационной грамотности школьников на последующих этапах обучения.

Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития языка проблема, связанная с однородными членами предложения, еще до конца не разрешена. Трудности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и др.

Цель исследования: обобщив лингвистический и методический материал об однородных членах предложения, предложить и апробировать методику работы при изучении однородных членов предложения в начальной школе.

Объект: процесс усвоения синтаксических понятий младшими школьниками.

Предмет: методика работы над однородными членами предложения в начальной школе.

Гипотеза: если на уроках русского языка систематически применять метод пунктуационного анализа и синтеза, имитационный метод, метод конструирования, а также приемы синтаксического анализа, знаковый синтез, синтез синтаксических конструкций, построение компонентов текста, запоминание, моделирование, интонирование и следующие виды упражнений: вычленение предложений из потока речи, графический диктант, редактирование, конструирование предложений из отдельных слов, на выразительное чтение, то это будет способствовать повышению уровня знаний учащихся начальных классов при изучении однородных членов предложения

Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1) определить понятие однородности в аспекте членов предложения; рассмотреть однородность разных членов предложения;

2) выявить грамматические нормы при однородных членах предложения;

3) предложить методы, приемы, виды упражнений при работе над однородными членами предложения в начальной школе;

4) апробировать предложенную методику работы над однородными членами предложения в 4 классе.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:

анализ лингвистической и учебно-методической литературы;

обобщение,

сравнение,

эксперимент.

Методологической (теоретической) основой исследования явились работы по изучению однородных членов предложения Н.С. Валгиной, В.В. Бабайцевой, М.Р. Львова.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе г. Лесосибирска.

Практическая значимость работы: заключается в том, что материалы выпускной работы могут быть полезны студентам в ходе подготовки по данной теме в курсе русского языка и во время прохождения активной педагогической практики, а также учителями начальных классов при организации учебного процесса в школе, при изучении однородных членов предложения, знаков препинания при них.

Апробация: материалы данного выпускного исследования были отражены в курсовой работе по русскому языку (июнь 2008 г.)"Однородные члены предложения в русском языке", в курсовой работе по методике преподавания русского языка (декабрь 2008 г.)"Изучение однородных членов предложения в начальной школе". Имеется публикация в сб. XIII Всероссийской научно-практической конференции "Научное творчество молодёжи" (г. "Анжеро-Суджинск"). Результаты экспериментального исследования были отражены в докладе "К вопросу об особенностях изучения однородных членов предложения в начальной школе" на научно-практической конференции "Основы профессиональной подготовки учителей начальных классов" (апрель 2009 г.). Статья с материалами выступления находится в печати (сборник "Вопросы воспитания и методики обучения в начальной школе.

Данная выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, определяется методологическая основа. Методы, источники исследования, практическая значимость и структура работы.

В первой главе "Лингвистические основы изучения однородных членов" рассмотрены понятия однородности в аспекте членов предложения, а также однородность различных членов предложения, грамматические нормы относительно однородных членов предложения.

Вторая глава "Методика изучения однородных членов предложения в начальной школе" посвящена анализу школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы, описаны методы, приемы и виды упражнений, использованные при обучении учащихся однородным членам предложения, и их апробация в МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе.

Новое в образовании:

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...

Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
П.С. Выготский рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой дея ...

Практические советы по безопасности для детей разного возраста
Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма слож ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru