Характеристика основных функций процесса обучения

Педагогика и воспитание » Процесс обучения как целостное явление » Характеристика основных функций процесса обучения

Дидактика выполняет следующие основные функции:

1) познавательную (научно-теоретическую);

2) практическую (конструктивно-техническую).

Познавательная функция.

Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и устанавливает количественные и качественные зависимости между ними. В результате исследования дидактика получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности, и в чем состоит его сущность. На основе полученных данных делаются определенные теоретические выводы, помогающие в дальнейшем разрабатывать «теории процесса обучения». Далее эти теории применяются на практике и вновь подвергаются корректировке и т. п.

Одновременно дидактика выполняет практическую, т. е. утилитарную, или служебную, функцию по отношению к общественной жизни:

1) она предоставляет педагогам (или другим лицам, занимающимся обучением и просветительской деятельностью) теоретические предпосылки и нормы, применение которых на практике повышает ее эффективность;

2) дидактика исследует явления общественной деятельности, имеющей цель – обучение и переподготовка людей соответственно изменяющимся историческим идеалам и социальным потребностям.

Практическая (конструктивно-техническая) функция тесно связана с познавательной функцией. Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, то он осуществляет конструктивно-техническую функцию.

Книга раскрывает новые черты современного урока, преобразившегося в ходе смены педагогических позиций воспитания под влиянием новых педагогических идей; содержит ряд инновационных методик по организации учебной работы педагога с группой; иллюстрирует образ современного урока, отвечающего требованиям общечеловеческой культуры на рубеже XXI века.

Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.

По мнению автора, урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательных стандартов. Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование 'активных' методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение. Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Книга адресована учителям школы, преподавателям дополнительного образования, организаторам системы образования, студентам и преподавателям педвузов и педколледжей, а также преподавателям производственно-технических училищ.

Новое в образовании:

Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в обучении дошкольников
Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самооценки детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общес ...

Кабинеты гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
1) В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих п ...

Кризис системы образования
С момента обретения независимости каждое из государств Азии начало развивать свою собственную образовательную модель, причем различия в программах реформ объяснялись различиями в социальной открытости и прогрессе в переходе к рыночной экономике. Страны, больше других продвинувшиеся в проведении рын ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru