Играя пальчиками, развиваем речь

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Биотуалет для дачи и магазина Красноярск биотуалет бу Красноярск.

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и у детей с ОНР.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев, и этот факт используется в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где есть отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук.

Тренировка пальцев рук начинается в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Так, малышам дают катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Вовлекаются в движение все пальчики. Для этого используются шарики из пластилина, бусы. Заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидки, перекладывать пуговки, карандаши, спички.

Затем более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание, развязывание узлов, шнуровка (Дидактические игры «Зашнуруй маме сарафан» «Шнуровка сюжетных картинок»). Очень хорошую тренировку движений пальцев дают народные игры-потешки.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания воспитатель-логопед демонстрирует все на себе:

«Пальчики здороваются», «Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу;

«Слонёнок», «Корни деревьев».

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая влияет благоприятно на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, (пальчиками) изображая предметы, животных, птиц. То эти упражнения можно усложнять: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти рук и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

«Кот Барсик увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изобразить фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками) и т.д.»

Логопед, воспитатель, родитель, проявляя фантазию, придумывают рассказы, сказки. Чтобы добиться, выполнения заданий ребенком с легкостью, без труда, чтобы эти занимательные занятия приносили ему радость.

Также выполняются упражнения из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки также сопровождают стихи, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какое-либо её нарушение (заикание и т.д.). Все эти игровые занятия способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность); также знакомят детей с геометрическими фигурами в легкой неназидательной форме развивается речь ребёнка.

Новое в образовании:

Сводный тематический план дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники»
Содержание и разделы дисциплины указаны в сводном тематическом плане (таблица 1). Сводный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» с разбивкой его по темам и часам. Таблица 1. Сводный тематический план по дисципли ...

Проведение формирующего эксперимента для подростков с нормальным ходом психического развития
Группе учащихся, в которой проводились две деловых игры, должны были ответить на следующие вопросы: как оценить в процентах ваш вклад?; какую часть всей задачи вы берете на себя?; на какие составляющие вы поделите общую задачу?; и какую часть общей задачи, вы возьмете на себя? Отвечая на вопросы ка ...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru