Qэмп = 9 + 4 = 13
Qкр = 8 (при p = 0,05)
Qкр = 10 (при р = 0,01)
Qэмп больше Qкр, следовательно, наша гипотеза подтверждается.
Из этого следует, что в экспериментальной группе коммуникативные навыки сформировались лучше благодаря комплексной системе занятий, чем в контрольной группе, где формированию коммуникативных умений не уделялось особого внимания. Отзывы о франшизе лучшие каталоги франшиз.
Рисунок 2. Контрольный эксперимент.
Рисунок 3. Экспериментальная группа.
Рисунок 4. Контрольная группа.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами выполнены следующие эмпирические задачи исследования:
1. Определили уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в начале и в конце учебного года у обучающихся первых классов, сравнили полученные результаты по двум выборкам. По результатам контрольного эксперимента можно судить, что уровень сформированности коммуникативных УУД стал выше и в контрольной и экспериментальной группе, но в экспериментальной группе результаты значительно выше. Высокий уровень показали 64,6% (31) учащихся, а в контрольной группе высокий уровень показали 39,6% (19). Средний уровень выявился у 29%(14) учащихся в экспериментальной группе, и 47,9%(23) учащихся в контрольной группе. Низкий уровень сформированности коммуникативных умений навыков у 6%(3) учащихся в экспериментальной группе, и 10,4%(5) учащихся. Из этого следует, что в экспериментальной группе коммуникативные навыки сформировались лучше благодаря комплексной системе занятий, чем в контрольной группе, где формированию коммуникативных умений не уделялось особого внимания, гипотеза подтвердилась.
Значит для более успешного формирования коммуникативных универсальных действий необходим комплекс дополнительных психологических мероприятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинги, игры, вовлечение в проектную деятельность, введение «Утреннего сбора», создание игровой комнаты.
2. Результат формирующего эксперимента: к концу начальной школы, преодолев эгоцентризм, дети научились лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. А это и есть показатель нормативно-возрастной нормы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе. Дети научились эффективно сотрудничать с взрослыми и сверстниками; умеют планировать совместную деятельность; развили умение управлять своими эмоциями, поведением; контролировать и оценивать свои действия; оказывать поддержку, сопереживать.
Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса
Систему общих рекомендаций по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса можно разбить на три блока:
Рекомендации педагогам по организации ориентировочной основы универсальных учебных действий и ориентировке учащихся, обеспечивающие их успешную реализацию. Эта задача будет реализована на этапе разработки учебно-методического комплекса, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий.
Рекомендации по организации поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей их интериоризацию как переход от выполнения действия во внешней материальной (материализованной) форме с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия через этапы речевого выполнения, - от совместного выполнения действия и со-регуляции с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
3. Рекомендации по организации форм совместной деятельности и учебного сотрудничества и на этой основе формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
участие в проектах, исследованиях;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
Новое в образовании:
Проведение формирующего эксперимента для подростков с нормальным ходом
психического развития
Группе учащихся, в которой проводились две деловых игры, должны были ответить на следующие вопросы: как оценить в процентах ваш вклад?; какую часть всей задачи вы берете на себя?; на какие составляющие вы поделите общую задачу?; и какую часть общей задачи, вы возьмете на себя? Отвечая на вопросы ка ...
Характер усвоения грамматического строя
Гвоздев А.Н. выделяет следующую периодизацию в формировании грамматического строя русского языка: 1. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней: А) время однословного предложения (от 1г.3м. до 1г.8м.); Б) время предложений из нескольких слов (главным образом двухсловные предложения от ...
Описание курса 9 класса «Общие закономерности развития»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений, а также лицеев и гимназий. Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразователь ...