Понятие умственной отсталости

Страница 1

Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы.

«Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органического происхождения) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости». Проектирование системы отопления частного дома цена evtan.ru.

Необходимо правильно определить очаг нарушения, при умственной отсталости им является головной мозг.

Причины умственной отсталости, могут быть различны и возникнуть на разных этапах развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный этап). «Снижения познавательной деятельности зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, локализации, времени проявления дефекта».

К причинам умственной отсталости относятся наследственные заболевания; генетические нарушения (изменение строения и числа хромосом); различные патогенные факторы. К патогенным факторам следует относить:

факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития это: внутриутробные инфекции, острые инфекционные заболевания матери, некоторые хронические заболевания матери, вредные привычки, применения лекарственных препаратов которые запрещены во время беременности.

«Иммунологические конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенами крови, также может являться причиной умственной отсталости».

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга, период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями.

По клинике заболевания умственную отсталость делят на олигофрению и деменцию.

Для начала определим, что такое олигофрения.

«Олигофрения (от греч. oligos – малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный период».

Исходя из определения, можно говорить о том что:

Дети – олигофрены это такие дети, у которых поражения головного мозга произошло на ранних этапах развития, т.е. от пренатального (внутриутробного), натального (при родах), до постнатального (от 0 до 3 лет.) периода. То есть кратко олигофрения – это стойкое снижения познавательной сферы возникшая вследствие органического поражения головного мозга в возрасте до 3 лет. «Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется медленно, атипично». Они составляют основное количество от всей массы детей с умственной отсталостью.

Меньше по численности составляет группа, у которых умственная отсталость возникла после трех лет в результате перенесенных болезней или вследствие травм головного мозга. Такое состояние называют деменцией (слабоумие). При деменции происходит распад уже сформированной личности.

В отличие от олигофрении, структура интеллектуального дефекта при деменции характеризуется неравномерностью различных познавательных процессов, наблюдаются несоответствие запаса знаний и ограниченные возможности их реализации.

Деменция проявляется в виде утраты уже приобретенных навыков. Начало деменции характеризуется следующими признаками:

нецеленаправленное поведение;

общая двигательная расторможенность;

аффективное возбудимость;

некритичность;

ничем не мотивированный повышенный фон настроения.

Деменция бывает двух видов:

резидуальная органическая деменция;

прогрессирующая органическая деменция.

Если в первом случаи нарушения интеллекта представляет собой остаточное явления поражения головного мозга, то во втором, явления интеллектуального распада постоянно нарастают.

Умственная отсталость может сочетаться и с текущими заболеваниями нервной системой: шизофренией, эпилепсией.

По современной международной классификации, которая основывается на психометрических исследований, умственную отсталость подразделяют на четыре степени:

Таблица 1. Степени умственной отсталости

легкая

IQ 69–49

умеренная

IQ 49–35

тяжелая

IQ 34–20

глубокая

IQ Ниже 20

Рассмотрим характеристику каждой степени умственной отсталости.

Легкая степень умственной отсталости до обучения в школе может быть и не заметна, основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и особо проблемными являются чтение и письмо. Легкая умственная отсталость в школьном возрасте может быть выявлена лишь с помощью специального обследования.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Технология разработки занятия с использованием интерактивной доски
В настоящее время развитие компьютерных технологий позволяет решать широчайший круг задач, как в домашнем применении, в области бизнеса, так и в образовании. В образовательном процессе в наше время очень широко используются интерактивные доски. Интерактивные доски бывают разных марок и видов. Но в ...

Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания
Курс новейшей истории является органической частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму социальных, экономических, правовых, политических знаний, уже готовы к восприятию реальной картины современного мира во ...

Сущности научного исследования теоретического мышления
Проблема интеллектуального развития школьников в процессе обучения не нова, но и сегодня требует дальнейшего изучения. Изменения, происходящие в характере труда, обуславливают появление новых требований, которые предъявляются к образованию. Успешность выполнения трудовых операций в настоящее время ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru