Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы.
«Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органического происхождения) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости».
Необходимо правильно определить очаг нарушения, при умственной отсталости им является головной мозг.
Причины умственной отсталости, могут быть различны и возникнуть на разных этапах развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный этап). «Снижения познавательной деятельности зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, локализации, времени проявления дефекта».
К причинам умственной отсталости относятся наследственные заболевания; генетические нарушения (изменение строения и числа хромосом); различные патогенные факторы. К патогенным факторам следует относить:
факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития это: внутриутробные инфекции, острые инфекционные заболевания матери, некоторые хронические заболевания матери, вредные привычки, применения лекарственных препаратов которые запрещены во время беременности.
«Иммунологические конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенами крови, также может являться причиной умственной отсталости».
В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга, период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями.
По клинике заболевания умственную отсталость делят на олигофрению и деменцию.
Для начала определим, что такое олигофрения.
«Олигофрения (от греч. oligos – малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный период».
Исходя из определения, можно говорить о том что:
Дети – олигофрены это такие дети, у которых поражения головного мозга произошло на ранних этапах развития, т.е. от пренатального (внутриутробного), натального (при родах), до постнатального (от 0 до 3 лет.) периода. То есть кратко олигофрения – это стойкое снижения познавательной сферы возникшая вследствие органического поражения головного мозга в возрасте до 3 лет. «Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется медленно, атипично». Они составляют основное количество от всей массы детей с умственной отсталостью.
Меньше по численности составляет группа, у которых умственная отсталость возникла после трех лет в результате перенесенных болезней или вследствие травм головного мозга. Такое состояние называют деменцией (слабоумие). При деменции происходит распад уже сформированной личности.
В отличие от олигофрении, структура интеллектуального дефекта при деменции характеризуется неравномерностью различных познавательных процессов, наблюдаются несоответствие запаса знаний и ограниченные возможности их реализации.
Деменция проявляется в виде утраты уже приобретенных навыков. Начало деменции характеризуется следующими признаками:
нецеленаправленное поведение;
общая двигательная расторможенность;
аффективное возбудимость;
некритичность;
ничем не мотивированный повышенный фон настроения.
Деменция бывает двух видов:
резидуальная органическая деменция;
прогрессирующая органическая деменция.
Если в первом случаи нарушения интеллекта представляет собой остаточное явления поражения головного мозга, то во втором, явления интеллектуального распада постоянно нарастают.
Умственная отсталость может сочетаться и с текущими заболеваниями нервной системой: шизофренией, эпилепсией.
По современной международной классификации, которая основывается на психометрических исследований, умственную отсталость подразделяют на четыре степени:
Таблица 1. Степени умственной отсталости
легкая |
IQ 69–49 |
умеренная |
IQ 49–35 |
тяжелая |
IQ 34–20 |
глубокая |
IQ Ниже 20 |
Рассмотрим характеристику каждой степени умственной отсталости.
Легкая степень умственной отсталости до обучения в школе может быть и не заметна, основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и особо проблемными являются чтение и письмо. Легкая умственная отсталость в школьном возрасте может быть выявлена лишь с помощью специального обследования.
Новое в образовании:
Анализ учебников
При рассмотрении этой главы мы будем использовать материалы следующих учебников по алгебре 7-9: Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и другие; Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и другие; А. Г. Мордкович; С. М. Никольский, М. К. Потапов и другие; К. С. Муравин, Г. К. Муравин. Анали ...
Цели и задачи исследования: театральная педагогика как наиболее гармоничное
средство социальной адаптации ребенка
Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усил ...
Современные методы активизации учебного процесса
Дидактика трактует методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов. Говоря о методах активизации обучения, мы в первую очередь обращаем вн ...