Языковые особенности устно-поэтических произведений

Педагогика и воспитание » Формирование читательских умений младших школьников » Языковые особенности устно-поэтических произведений

Страница 1

Произведения устно-поэтического творчества издревле являются составной частью детской литературы. Некоторые из них (и даже целые жанры) создавались специально для маленьких слушателей (читателей), другие же перешли к ним из числа бытовавших первоначально только среди взрослых. Хранителями и распространителями фольклора были те, кто занимался воспитанием (родители, бабушки и дедушки, няни), а также сами дети. При передаче из поколения в поколение в течение многих столетий произведений народного творчества из них исчезало все случайное, маловыразительное и вялое. Они постоянно обрабатывались, оттачивались и шлифовались, достигая художественного совершенства. Процесс этот носил не всегда осознанный характер и проходил под влиянием негласного диктата самих детей.

Самым распространенным жанром детского фольклора являются сказки о животных, бытовые и волшебные. Одни из них доступны самым маленьким слушателям, другие — читателям младшего и среднего возраста. Они же дают пищу для размышления подросткам и юношеству, интересны и взрослым. Среди малышей наиболее популярны сказки о животных. Первоначально они создавались не для детей и отражали представления наших далеких предков-охотников, очеловечивающих всю живую и мертвую природу.

Наряду со сказками большим успехом у детей пользуются произведения и других жанров из устно-поэтического народного творчества. Для самых маленьких, не владеющих еще речью, народ сочинил колыбельные песни, для тех, кто постарше,— игровые песни, пестушки, потешки, дразнилки, забавные прибаутки, небылицы (названные К. И. Чуковским перевертышами), скороговорки, заклички (приглашения к играм), считалки и, наконец, пословицы, поговорки и загадки. Для каждого возраста — свои жанры. Они сопровождают ребенка с первых дней и до подросткового и юношеского возраста как в домашнем кругу, так и в школе, в коллективных играх. Они воспитывают чувство слова, ритмику в движениях, поэтический вкус, сплачивают детей в организованный коллектив.

Позднее (в 6—9 классах) дети знакомятся с героическим эпосом русского народа (былинами), в котором созданы обобщенные образы представителей трудового народа, русских богатырей, патриотов Родины.

Читателей среднего и юношеского возраста могут увлечь разнообразные народные песни, задушевные по чувствам и глубокие по содержанию, отразившие богатый внутренний мир народа.

Внимание к народному устно-поэтическому творчеству, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека обусловлено функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. С точки зрения науки, устно-поэтическое творчество - это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Вместо слов «устное народное поэтическое творчество» часто употребляется термин «фольклор» (от английского «folk-lore» – народное знание, народная мудрость). Впервые этот термин был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.

Введенский Б. А. дает следующее определение понятию «фольклор» – «народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества». Подобную трактовку дает и Л. Л. Куприянова, называя фольклор «хранилищем мудрости и жизненной силы народа».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Диагностика профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного ко ...

Урок – основная форма организации обучения в современной школе
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М.Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен ...

"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения
Цель этой статьи - предложить свой ракурс изложения одной из тем курса полифонии для учащихся теоретического отделения. В процессе изложения темы задействованы определённые педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, самостоятельная исследоват ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru