Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, такими как мотив самоутверждения, стремления быть в коллективе. Этому мотиву по данным социологических исследований учащимися отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим к реальным действиям. Поэтому познавательный интерес должен рассматриваться не только как средство обучения, но и как его цель. По словам К.Д. Ушинского "приохотить" ребенка к учебе - гораздо более достойное занятие, чем приневолить.
При развитии познавательного интереса развиваются все стороны психики: восприятие, мышление, память, воля, воображение. Познавательный интерес проявляется и развивается в процессе познавательной деятельности ученика, в процессе развития мышления.
Высшим проявлением познавательного интереса является проявление его как качества личности. Постоянно имеющий место познавательный интерес, взаимодействуя со способами поведения, с различными сторонами личности, становится чертой характера. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих процессов.
Меры воздействия на познавательный интерес такого уровня - не дать ему угаснуть, поддерживать познавательную деятельность на самом высоком из доступных уровней трудности, в "зоне ближайшего развития" такой личности.
Новое в образовании:
Методы и методики выявления исходного состояния
психомоторного развития у детей с ДЦП для дальнейшей абилитации и реабилитации
Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, ...
Логические задачи как средство
формирования логических операций с высказываниями
Теоретическое исследование о важности широкого внедрения в школьный урок математики логических задач дополним описанием соответствующих методических установок. Ниже рассмотрим методику использования на уроках математики в начальной школе специального типа логических задач, связанных с внедрением в ...
Структура и виды дидактических игр
Попыток классифицировать игры немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр специально под этот материал. В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. Такой подход явно не охватывает все богатств ...