Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя

Страница 1

Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания нравственных ценностей старшеклассников успешно реализуются классным руководителем с учетом комплекса следующих педагогических условий:

взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников;

педагогическая поддержка классным руководителем старшеклассников в их смысло-поисковой деятельности по воспитанию нравственных ценностей;

создание классным руководителем нравственных личностно ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями старшеклассников;

создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные личностно-ориентированные ситуации для становления нравственных ценностей у учащихся старших классов;

этическая защита старшеклассников.

Выделенные педагогические условия обусловлены следующими особенностями. Во-первых, требованиями современного общества к воспитанию подрастающего поколения. Системообразующим фактором обновления воспитания становится нравственное воспитание, ориентированное на нравственные ценности, регулирующие поведение и поступки людей, способствующие устойчивости личности в различных ситуациях. В этих условиях особенно необходимо классному руководителю взаимодействовать с семьей, создавать воспитывающую среду, выполняющую «роль источника развития личности» (Л.С. Выготский).

Во-вторых, психофизиологическими возрастными особенностями старшеклассников.

Юношеский возраст учащихся характеризуется качественными изменениями в самосознании. У старшеклассников появляется чувство «взрослости», отмечается устремленность в будущее, связанное с выбором профессии, определением своего места и роли в обществе. В этом периоде старшеклассники проявляют особый интерес к современным проблемам. Поиск смысла собственной жизни становится принципиально неустранимой сущностной силой юности (М.К. Мамардашвили, В. Франкл), вокруг которой конституциируется вся духовно-нравственная реальность. Учет психофизиологических особенностей учащихся позволяет классному руководителю осуществлять педагогическую поддержку учащихся, создавать ситуации по осмыслению собственного нравственного жизненного опыта старшеклассников. В-третьих, особенностями процесса воспитания нравственных ценностей. Нравственные ценности обладают надситуативностью, самостоятельным смыслом, тесно связанны с национальной культурой и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения старшеклассников. Нравственные ценности создает каждый человек для себя сам, решая «задачу на смысл» (А.Н. Леонтьев). В этой связи важным педагогическим условием их воспитания становится создание классным руководителем нравственных ситуаций по осмысливанию собственного жизненного опыта, а также этическая защита воспитанников. Совокупность педагогических условий позволяет реализовать теоретические положения выдвинутой нами концепции.

Взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у старшеклассников нравственных ценностей.

Подчеркнем, что на основе анкетирования родителей (322 человека) было выявлено, что нравственные ценности являются основой в системе личностных качеств. Среди нравственных ценностей, воспитываемых ими у своих детей, они указывают следующие - совесть (89 %), доброта (96 %), милосердие (73 %), чуткость (77 %).

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной работы классного руководителя, которая предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания. Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся может быть успешной, если классным руководителем правильно выбраны педагогические приемы взаимодействия, если существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник», включающий классного руководителя, родителей и старшеклассника:

Во взаимодействии этого треугольника нередко возникают проблемы успешного взаимодействия. В решении этой задачи следует выделить два аспекта: корректировка воспитания в отдельных семьях; работа классного руководителя с неблагополучными семьями.

С учетом особенностей семьи необходимо проводить всеобуч родителей, индивидуальные и групповые встречи с ними. Нами разработан следующий алгоритм встреч с родителями, ориентированный на взаимодействие с родителями по воспитанию нравственных ценностей:

1. Что я хорошего могу сказать об ученике по вопросу воспитания у него нравственных ценностей.

Каких нравственных принципов следует придерживаться классному руководителю во взаимодействии с родителями по воспитанию нравственных ценностей у учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru