Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития » Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития

Страница 3

В психолого – педагогических исследованиях отмечается, что в структуре психического дефекта у детей с задержкой психического развития на первый план выступают незрелость эмоционально – волевой сферы с нередко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.

Но, несмотря на широкий научно-практический интерес психологов к данной проблеме, большинство исследований проводится без учета клинических и этиологических факторов, определяющих форму и структуру дефекта при задержке психического развития. Между тем, клинико-психологическая структура каждого варианта задержки психического развития отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально – волевых нарушений.

Рассмотрим особенности психического развития детей с задержкой психического развития, опираясь на классификацию К.С. Лебединской.

1. Клинико – психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития.

Задержка психического развития конституционального происхождения диагностируется у детей с проявлениями психического и психофизического инфантилизма. В психологической литературе под ним подразумевается отсталость развития, проявляющаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, присущих детскому возрасту.

Распространенность психического инфантилизма, по данным некоторых авторов, составляет одна целая шесть десятых процента среди детской популяции.

Его причинами чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга: инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Ряд авторов связывает инфантилизм у детей с конституциональной – генетической предрасположенностью и психогенными факторами в виде особенностей воспитания по типу гипо – или гипер – опеки, деспотического воспитания. В исследованиях были выделены четыре основных варианта инфантилизма:

Гармонический (простой) инфантилизм проявляется в равномерной задержке темпа физического и психического развития. Дети выглядят младше своего возраста, т.к. у них наблюдается инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствия психическому складу ребенка младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций преобладанием в поведении игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.

При поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом наблюдается преобладание игровых интересов над познавательными. Им трудно длительно сосредоточится на задании, проявляеть усидчивость на протяжении всего урока, подчиняться правилам дисциплины. Нередко в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушение поведения.

Между тем возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно–воспитательной работы дети с подобным пропорциональным сочетанием психической и физической незрелости догоняют своих сверстников в общем психическом развитии. Постоянно возрастает их индивидуальная активность и самостоятельность, проявляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, наблюдается развитие воображения и фантазии. По наблюдениям клиницистов, проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к десяти годам.

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму, с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, эгоцентризм и прочее.

Патологические черты характера могут проявляться у ребенка уже в начале второго года жизни в виде упрямства, аффективной неустойчивости. В дошкольном возрасте они могут находить отражения в реакциях протеста, в стремлении ребенка настоять на своем, обидеть других детей или близких и прочее. У детей школьного возраста черты незрелости могут лежать в основе повышенной аффективной неустойчивости, в склонности ребенка к застреванию на источниках конфликта, в патологической лживости. Наиболее часто у детей с данным видом инфантилизма формируются психопатии истеройдного, неустойчивого и возбудимого типа.

Дисгармонический инфантилизм в чистом виде встречается очень редко. Наиболее распространенным вариантом конституциональной формы ЗПР является органический инфантилизм, который развивается вследствие повреждения мозга, органический инфантилизм возникает чаще всего в связи с последствиями ранних органических поражений мозга вследствие инфекций или травм. Эмоционально – волевая незрелость остается ядерным признаком и проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Кроме того, наблюдается снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. С возрастом у детей с органическим инфантилизмом более отчетливо проявляется интеллектуальная недостаточность – в снижении школьной успеваемости. Интеллектуальная деятельность детей с органическим инфантилизмом отличается инертностью, слабой переключаемостью мыслительных процессов. Игровая, а затем и учебная деятельность отличается однообразием, снижением познавательной активности, незаинтересованностью в оценке своих действий, низким уровнем притязаний.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Приемы активизации учебного процесса
1. Анализ ситуаций При диагностике и анализе ситуации чаще всего необходимо определить наиболее существенные её особенности, связи, факты. Под ситуацией принято понимать временный срез состояния воображаемой или наблюдаемой в действительности системы, отражающей взаимодействие людей, машин; взаимод ...

Философские основы воспитания нравственных ценностей
Проблема нравственных ценностей занимает одно из ведущих мест в системе современного философского знания. Изучение нравственных ценностей в широком значении возникла задолго до нашей эры. Термин «нравственность» берет свое начало от греческого «этос». Впоследствии древнеримский философ Цицерон ввел ...

Общее педставление о видах и методах педагогических исследований
Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гип ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru