Психогенная форма задержки психического развития

Страница 1

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.

Исследования возрастной динамики и особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, в отечественной и зарубежной психологии представлены достаточно широко. Их изучение, осуществляемое отечественными психологами, показало, что уже в младенческом возрасте у них резко снижена потребность в общении. Кроме того, отмечается нарушение и самого процесса общения.

В возрасте от двух-трех лет специалисты и педагоги наблюдают у детей апатичность, безынициативность, эмоциональную невыразительность, пониженную любознательность, отставание в развитии речи.

Многие авторы отмечают эмоциональное отчуждение и несформированность самостоятельности как свойства личности.

В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается сниженная эмоциональность, пассивность, отсутствие сопереживания по отношению к другим людям. Причем все это нередко сочетается с импульсивностью, с нарушением образа «Я». Эти дети испытывают выраженное стремление к вниманию и доброжелательности со стороны взрослых, тянутся к непосредственному эмоциональному контакту с взрослыми, что наблюдается у детей, воспитанных в семье еще на первом году жизни.

В младшем дошкольном возрасте у детей, воспитанных вне семьи, наблюдается дисгармоничность в интеллектуальной сфере, неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность.

Они одновременно испытывают высокую потребность в положительном отношении к себе со стороны взрослых и неудовлетворенность в потребности интимно-личностного общения.

Выраженное снижение познавательной активности, наблюдается у детей, воспитывающихся вне семьи, негативно отражается на их интеллектуальной продуктивности.

Задержка психического развития психогенного происхождения может наблюдаться у детей, воспитывающихся не только вне семьи, но и проживающие в семье, поскольку определяющее значение в психическом развитии принадлежит матери.

Психогенные задержки психического развития у ребенка могут наступать и в результате психотравмирующих условий воспитания.

Психологические исследования показывают, что у детей с психогенной формой задержки психического развития не наблюдается грубых нарушений предпосылок интеллекта: внимание, память, работоспособность, зрительно-пространственные функции остаются относительно сохраненными. Главным системообразующим фактором является снижение мотивации учебной деятельности, что в значительной степени тормозит их познавательную активность и снижает интеллектуальную продуктивность.

Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникать стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обуславливающие патологическое развитие его личности.

4. Клинико-психологические характеристики у детей с задержкой психического развития церебрально – органического генеза.

Задержка психического развития церебрально – органического генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами задержки психического развития и частой необходимостью специальных мер психолого-педагогической коррекции. Причиной данной формы задержки психического развития является органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Степень задержки может варьировать в зависимости от времени и массивности поражения. Задержка психического развития церебрально-органического генеза значительно чаще связана с более поздними экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития. В структуре задержки психического развития церебрально – органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств, свидетельствующих о повреждении нервной системы. В западной литературе эта форма задержки психического развития описывается как «ранний детский органический синдром», «минимальная мозговая дисфункция».

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, т.к. в пределах имеющихся знаний они об ...

Понятие и педагогическое значение использования цифровых образовательных ресурсов
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быт ...

Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru