Тематика экскурсий определяется программой по природоведению. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:
ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года;
ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми свое местности;
экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;
экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение природоведения. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы.
Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителем вопросы. (Пакулова, Кузнецова, 1990)
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся. Подготовка начинается с составления тематического и годового плана, где определяются время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомиться с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их описание.
Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект экскурсии. Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу учащиеся будут выполнять на экскурсии, и составить карточки-задания для организации их самостоятельной работы. При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, то есть окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.
Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионное оборудование или снаряжение. Некоторые предметы необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой экскурсии определяется тематикой и характером задания.
Новое в образовании:
Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего
дошкольного возраста
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второ ...
Взаимоотношения детей в совместной деятельности
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверст ...
Анализ двигательного режима детей с задержкой психического развития
Практическая работа в рамках настоящего исследования проводилась на базе МДОУ комбинированного вида №36 в группе детей с ЗПР №3, с 12.02.2012 г по16.05.2012 г. В исследовании принимали участие 11 детей, физ. инструктор, воспитатели. Организация практической работы проходила в несколько этапов: На п ...