Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию

Педагогика и воспитание » Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе » Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию

Страница 3

Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины. Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии пособий. Общие задания необходимо сообщить всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.

Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов, которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следует помнить о некоторых правилах. Основное требование - организовать активную работу экскурсантов, но не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и пр.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу же после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов. Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно узнать название того или иного предмета - это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более восьми - десяти объектов. Задача экскурсии - вскрыть те связи и взаимоотношения, которые наблюдаются в природе. Это цель отнюдь не достигается нагружением памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они "не засоряли" память и не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что-либо из научно-популярной и художественной литературы.

Следующее требование - это умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии. Рассмотрение на экскурсии крупных, всем хорошо видимых объектов не требует особой техники. Сложнее изучать мелкие объекты, иногда очень малого размера (мелкие насекомые, какие-нибудь детали в строении растений и т.д.). Самое главное здесь - приучить детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя, находящегося в центре такого живого кольца.

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое будет ими забыто. Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Без этого многое погибнет - испортиться, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений, таких, как первоцветы, ландыш майский, представители семейства губоцветных и другие. Из насекомых отлову не подлежат бабочки, за исключением белянки, нельзя также собирать моллюсков и некоторых других животных. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы в последствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдения на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий на развитие количественных представлений у старших дошкольников
Базой исследования является ДОУ № 97 г.Магнитогорска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента с января по март 2007 года. Исследовательская работа включает в себя констатирующий и формирующий этапы эксперимента. Цель констатир ...

Нарушение звукопроизношения
Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru