Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования

Страница 1

Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации, было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой высшего образования новые цели и ясно осознаваемую потребность глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы высшего образования, и призвана способствовать реформе высшего образования.

О явлении диверсификации широко стали говорить в 50-е гг. прошлого века, c 1972 г. определение появилось в экономическом словаре. Конец 90-х гг. – 2000-ые гг. термин диверсификация занял место в словарях иностранных слов. Появление соответствующей словарной статьи в отношении «диверсификации культуры» свидетельствуют об эволюции понятия диверсификация, которое претерпевает изменения. Оно подвергается переосмыслению и все больше воспринимается как объективный процесс, характерный для различных отраслей экономической, общественной деятельности, включая и образование.

Кудриной Е.Л. был предпринят достаточно широкий аналитический обзор, охватывающий более шестидесяти лингвистических словарей и справочников. В результате этого анализа цитируемым автором была уточнена эволюция понятия диверсификация и предложена рабочая дефиниция понятия диверсификация образования. «С этимологической точки зрения понятие «диверсификация» можно интерпретировать как изменение в сторону разнообразия. Из этой трактовки явственно следует, что диверсификация, во-первых, представляет собой процесс, во-вторых, предполагает наличие изменяемого объекта, который характеризуется качественным единообразием, в-третьих, имеет определенную целевую направленность на достижение разнообразия того, что уже существует в качестве объекта».

Идея диверсификации применительно к образованию упоминается в связи с разными практическими и теоретическими положениями. Отметим наиболее важные из них: диверсификация принимаемой правительством системы мер по реформированию образования (Е.В. Ткаченко, В.М. Филиппов); диверсификация целей и деятельности образовательных учреждений, источников финансирования (А.Г. Смирнов, Е.Н. Подшибякина); диверсификация образовательных структур и программ (А.М. Новиков, Л.Г. Семушина, В.А. Оганесов, Т.Ю. Ломакина); диверсификация систем подготовки специалистов (Г.А. Хзлипов, В.Г. Кинелев);

управление диверсификацией образовательной системы на муниципальном уровне (М.В. Артюхов); диверсификационные процессы в сфере культурно-образовательных услуг (В.И. Волков, Л.А. Юрганова).

Представляют интерес исследования в области профессионального образования: диверсификация учреждений начального профессионального образования (С.А. Виноградова), диверсификация среднего профессионального образования (В.И. Байденко),

- диверсификация профессионального туристского образования (А.И. Сеселкин), диверсификация социокультурной сферы образования (Е.Л. Кудрина),

- институциональная диверсификация высшей школы (Ф. Майор),

- перспективы диверсификации высшего профессионального образования (М.Л. Гулбани).

Таким образом, явление диверсификации позволяет трактовать его в качестве атрибутивного признака всякой развивающейся системы. Из этого следует, что понятие «диверсификация» и связанные с ним характеристики могут применяться к анализу развития социально-образовательных систем, функционирование которых выходит за пределы существующего состояния. Поэтому когда в конце 60-х – начале 70-х годов в Западной Европе встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем, этот термин был заимствован для обозначения разнообразия, разностороннего развития, расширения видов предоставляемых услуг, развития новых форм и видов образовательной деятельности, не свойственных ранее.

Россия готовится к вступлению в общеевропейское образовательное пространство. Первым шагом стало присоединение к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, что позволит конвертировать дипломы российских вузов на Западе. Теперь речь идет о «европеизации» профессионального образования. В Министерстве образования и науки создана рабочая группа по изучению опыта стран Евросоюза, входящих в Копенгагенский процесс (Бабкова Е.).

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Система профилактических мероприятий с дошкольниками и родителями по профилактике детского травматизма
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это: – Занятия: ознакомление с окружающим миром, разв ...

Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков
Возрастные психологи выделяют в онтогенезе человека от рождения до смерти три большие эпохи, каждая из которых состоит из нескольких периодов. Эти периоды принято называть психологическими возрастами. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Он начинается после младшего школьного возр ...

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru