Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования

Страница 1

Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации, было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой высшего образования новые цели и ясно осознаваемую потребность глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы высшего образования, и призвана способствовать реформе высшего образования.

О явлении диверсификации широко стали говорить в 50-е гг. прошлого века, c 1972 г. определение появилось в экономическом словаре. Конец 90-х гг. – 2000-ые гг. термин диверсификация занял место в словарях иностранных слов. Появление соответствующей словарной статьи в отношении «диверсификации культуры» свидетельствуют об эволюции понятия диверсификация, которое претерпевает изменения. Оно подвергается переосмыслению и все больше воспринимается как объективный процесс, характерный для различных отраслей экономической, общественной деятельности, включая и образование.

Кудриной Е.Л. был предпринят достаточно широкий аналитический обзор, охватывающий более шестидесяти лингвистических словарей и справочников. В результате этого анализа цитируемым автором была уточнена эволюция понятия диверсификация и предложена рабочая дефиниция понятия диверсификация образования. «С этимологической точки зрения понятие «диверсификация» можно интерпретировать как изменение в сторону разнообразия. Из этой трактовки явственно следует, что диверсификация, во-первых, представляет собой процесс, во-вторых, предполагает наличие изменяемого объекта, который характеризуется качественным единообразием, в-третьих, имеет определенную целевую направленность на достижение разнообразия того, что уже существует в качестве объекта».

Идея диверсификации применительно к образованию упоминается в связи с разными практическими и теоретическими положениями. Отметим наиболее важные из них: диверсификация принимаемой правительством системы мер по реформированию образования (Е.В. Ткаченко, В.М. Филиппов); диверсификация целей и деятельности образовательных учреждений, источников финансирования (А.Г. Смирнов, Е.Н. Подшибякина); диверсификация образовательных структур и программ (А.М. Новиков, Л.Г. Семушина, В.А. Оганесов, Т.Ю. Ломакина); диверсификация систем подготовки специалистов (Г.А. Хзлипов, В.Г. Кинелев);

управление диверсификацией образовательной системы на муниципальном уровне (М.В. Артюхов); диверсификационные процессы в сфере культурно-образовательных услуг (В.И. Волков, Л.А. Юрганова).

Представляют интерес исследования в области профессионального образования: диверсификация учреждений начального профессионального образования (С.А. Виноградова), диверсификация среднего профессионального образования (В.И. Байденко),

- диверсификация профессионального туристского образования (А.И. Сеселкин), диверсификация социокультурной сферы образования (Е.Л. Кудрина),

- институциональная диверсификация высшей школы (Ф. Майор),

- перспективы диверсификации высшего профессионального образования (М.Л. Гулбани).

Таким образом, явление диверсификации позволяет трактовать его в качестве атрибутивного признака всякой развивающейся системы. Из этого следует, что понятие «диверсификация» и связанные с ним характеристики могут применяться к анализу развития социально-образовательных систем, функционирование которых выходит за пределы существующего состояния. Поэтому когда в конце 60-х – начале 70-х годов в Западной Европе встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем, этот термин был заимствован для обозначения разнообразия, разностороннего развития, расширения видов предоставляемых услуг, развития новых форм и видов образовательной деятельности, не свойственных ранее.

Россия готовится к вступлению в общеевропейское образовательное пространство. Первым шагом стало присоединение к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, что позволит конвертировать дипломы российских вузов на Западе. Теперь речь идет о «европеизации» профессионального образования. В Министерстве образования и науки создана рабочая группа по изучению опыта стран Евросоюза, входящих в Копенгагенский процесс (Бабкова Е.).

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Характер усвоения грамматического строя
Гвоздев А.Н. выделяет следующую периодизацию в формировании грамматического строя русского языка: 1. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней: А) время однословного предложения (от 1г.3м. до 1г.8м.); Б) время предложений из нескольких слов (главным образом двухсловные предложения от ...

Программа, направленная на совершенствование психофизических качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр
Была предложена программа коррекционно-педагогического воздействия, цель которой – совершенствование психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных подвижных игр. Комплекс игр включает в себя игры с бегом, с мячом, с прыжками. Различные по содержанию русские ...

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru