На основе анализа литературных источников мы выделили основные принципы, заложенные в макет Федерального государственного образовательного стандарта ВПО:
1. ФГОС разрабатывается по направлению подготовки в целом (направление подготовки рассматривается как совокупность образовательных программ различного уровня и типа, объединяемых на базе общности их фундаментальной части). В зависимости от профиля образовательной программы выпускнику по окончании вуза присваивается квалификация бакалавра (магистра, специалиста) или степень бакалавра (магистра). Quick mix fx 600 плиточныи клеи quick mix 600 elitsmesi.ru.
2. ФГОС не предусматривает деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты.
3. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров (магистров, специалистов) устанавливаются в форме компетенций (систематизация компетенций аналогична принятой в европейском проекте TUNING)
4. Вместо требований к обязательному минимуму содержания ООП устанавливаются требования к их структуре. Циклово-модульная структура ООП ориентирована на результаты обучения и должна иметь четкую связь с компетенциями, которые должны быть сформированы у обучающихся.
5. Трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог академических кредитов в европейской системе переноса кредитов ECTS)
6. В качестве обязательной технологии при проектировании ФГОС ВПО и ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда.
В стратегии инновационного развития России образованию отводится важнейшая роль. Модернизация высшего образования требует подготовки нового поколения исследователей, высококвалифицированных специалистов, способных к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. ФГОС ВПО разработаны в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Их цель состоит в необходимости создания системы объективного, независимого, внешнего контроля за качеством полученных знаний.
Введение современных стандартов образования происходит в контексте изменения парадигмы образования в направлении компетентностей как результатов образования. Теория современных стандартов образования базируется на теории компетентностей и включает в себя ориентацию на соответствующие методы и формы обучения.
Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность».
«Компетентный» в своем деле человек (от лат. competents - соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». Чаще всего термин «компетентный специалист» относят к руководителям хозяйственного профиля (И.С. Глуханюк, Е.А. Гнатышина, А.Я. Найн и др.). Вопросы профессиональной компетентности специалиста привлекают внимание современных зарубежных ученых (G. Moskowitz, R.L. Oxford, R.C. Scarcella, E. Tarone, G. Yule), которые смещают акцент на социальные ценности личностных качеств современного работника.
Теория компетентностей в контексте образования складывалась в ведущих индустриальных странах Запада с середины 70-х годов и в настоящее время представляет собой хорошо разработанную концепцию, которая постоянно развивается. В источниках по вопросам современных стандартов подчёркивается, что образовательные стандарты выражаются не в виде перечней содержаний или целей, как это делалось в традиционных учебных планах или рамочных программах, но формулируются в виде компетентностей. В основу таких стандартов положены модели компетентностей, соответствующие каждой предметной области. Эти модели характеризуются тремя параметрами: они дают описание отдельных компетентностей в их частных измерениях (составных частях), различают уровни достижения того или иного умения и указывают направление развития. Образовательные стандарты, выдержанные в компетентностном ключе, конкретизируют общие цели образования в виде требований к действиям. Требования устанавливают, что должен уметь делать учащийся, если эти цели можно считать достигнутыми.
Новое в образовании:
Образовательный проект "Образование без обучения" повышения
квалификации педагогов ДО и общеобразовательных учреждений
"Образование взрослых не может строится как обучение студентов (лекции, семинары, экзамен) или обучение школьников (урок, домашние задания, выполняемые для учителя, ответ у доски, оценка). Оно может выступать как повышение квалификации – с выделением используемых профессиональных способов и пр ...
Современное состояние проблемы воспитания нравственных
ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью. Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром. Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга. По мнению ...