Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 1

Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах многих ученых (Воскресенская Н.М., Днепров Э.Д., Betts J.,Costrell R.M.). Они раскрыли понятие «образовательный стандарт», определили его функции в содержании образования, разработали структуру стандарта.

В 1992 году в системе образования Российской Федерации впервые появилось понятие «государственные образовательные стандарты» (ст.7 Закона РФ «Об образовании») ГОС ВПО и СПО, представляющие собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Периодическое изменение содержания подготовки в вузах осуществлялось всегда. Ранее, раз в пять лет, менялись типовые учебные планы и программы подготовки специалистов, затем появились ГОС первого (1994 г.) и второго (2000 г.) поколений. Для новой системы ВПО разработаны новые (третьего поколения) государственные образовательные стандарты, названные Федеральными – ФГОС ВПО.

Условно весь процесс стандартизации системы ВПО и СПО можно разделить на: - стандарты первого поколения - 1994-2001 г.г. - стандарты второго поколения – 2002-2008 г.г. - стандарты третьего поколения - с 2009 г.

На основании изучения литературы по стандартизации образовании, к существенным изменениям стандартов третьего поколения можно отнести:

1. Изменение процедуры принятия стандартов.

2. Смену знаньевой парадигмы на компетентностную, в дополнение к деятельности «понимать», «знать», «уметь» добавлены профессиональные действия, основанные на компетентностном подходе.

3. Скорректированы формы обучения.

4. К основным видам деятельности выпускника добавлены основные виды профессиональной деятельности.

5. Внесены изменения в минимум содержания основной образовательной программы: сокращен перечень обязательных к изучению предметов, обязательным для изучения являются курсы психологического общения и безопасности жизнедеятельности.

6. Обучение предложено по циклам с одновременным представлениям в рамках одного стандарта базового и повышенного уровней.

7. Изменены требования к ОПОП, педагогическим кадрам, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.

8. Расширен перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, к перечню добавлены - полигоны, студии, бизнес-инкубаторы, читальные залы.

9. Изменены формы итоговой аттестации обучающихся и выпускников.

В июне 2007 г. по указанию Президента был разработан и утвержден макет профессионального стандарта. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Процесс разработки цифровых образовательных ресурсов
Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы: Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка … Рис. 1 Клас ...

Познавательная деятельности дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики
Одна из актуальных задач - это познание детьми окружающего мира и адаптация в нем. Разрушающие воздействие человека ведет к необратимым последствиям, поэтому созидательные качества и любовь к семье, природе, родному краю, воспитание патриотизма надо прививать с детства. Важным периодом в жизни чело ...

Коммуникативная компетентность – как одна из ключевых компетентностей
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, прос ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru