Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах многих ученых (Воскресенская Н.М., Днепров Э.Д., Betts J.,Costrell R.M.). Они раскрыли понятие «образовательный стандарт», определили его функции в содержании образования, разработали структуру стандарта.
В 1992 году в системе образования Российской Федерации впервые появилось понятие «государственные образовательные стандарты» (ст.7 Закона РФ «Об образовании») ГОС ВПО и СПО, представляющие собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов.
В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Периодическое изменение содержания подготовки в вузах осуществлялось всегда. Ранее, раз в пять лет, менялись типовые учебные планы и программы подготовки специалистов, затем появились ГОС первого (1994 г.) и второго (2000 г.) поколений. Для новой системы ВПО разработаны новые (третьего поколения) государственные образовательные стандарты, названные Федеральными – ФГОС ВПО.
Условно весь процесс стандартизации системы ВПО и СПО можно разделить на: - стандарты первого поколения - 1994-2001 г.г. - стандарты второго поколения – 2002-2008 г.г. - стандарты третьего поколения - с 2009 г.
На основании изучения литературы по стандартизации образовании, к существенным изменениям стандартов третьего поколения можно отнести:
1. Изменение процедуры принятия стандартов.
2. Смену знаньевой парадигмы на компетентностную, в дополнение к деятельности «понимать», «знать», «уметь» добавлены профессиональные действия, основанные на компетентностном подходе.
3. Скорректированы формы обучения.
4. К основным видам деятельности выпускника добавлены основные виды профессиональной деятельности.
5. Внесены изменения в минимум содержания основной образовательной программы: сокращен перечень обязательных к изучению предметов, обязательным для изучения являются курсы психологического общения и безопасности жизнедеятельности.
6. Обучение предложено по циклам с одновременным представлениям в рамках одного стандарта базового и повышенного уровней.
7. Изменены требования к ОПОП, педагогическим кадрам, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.
8. Расширен перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, к перечню добавлены - полигоны, студии, бизнес-инкубаторы, читальные залы.
9. Изменены формы итоговой аттестации обучающихся и выпускников.
В июне 2007 г. по указанию Президента был разработан и утвержден макет профессионального стандарта. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Новое в образовании:
Компетентностный подход к образованию
В настоящее время в образовании компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «ключевые компетентности» выступает в качестве ц ...
Анализ школьных программ и учебников по русскому
языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...
Реализация кредитно-рейтинговой системы в индивидуально-ориентированном
образовательном процессе вуза
Одной из важнейших особенностей вводимых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) является использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ. Показатели трудоемкости образовательных программ в целом, трудоемкости циклов учебных дисциплин заданы в новых стандар ...