Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 7

Во ФГОС нового поколения в основные термины включены положения, определяющие понятия «компетенции», «общекультурные» и «профессиональные» компетенции. Учитывая данный категориальный аппарат ФГОС нового поколения, следует обратить внимание и на категории, являющиеся органическим его продолжением.

Общекультурные компетенции – совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельностью.

Профессиональная компетентностью специалиста – это интегральная характеристика, которая определяет его умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.

Педагогическое образование представлено в бакалавриате и магистратуре по направлениям:

050100 Педагогическое образование

050400 Психолого-педагогическое образование

050700 Специальное (дефектологическое) образование

051000 Профессиональное обучение (по отраслям)

Мы остановимся на федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"), которые утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 № 788 (4-х летний – 1 предмет) и от 17 января 2011 г. N 46 (5-летний – 2 предмета).

Анализируя педагогическую деятельность, Н.В. Кузьмина выделяет пять видов педагогической компетентности:

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения и воспитания, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения и воспитания, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений и навыков.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение психолого-педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми и воспитанниками, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов психолого-педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к обучению.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых и воспитанников, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в специальности (например, в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение, а в нашем случае в области работы с детьми-сиротами); знание способов решения психолого-педагогических задач, связанных с решением возникающих специфических проблем.

Обобщая, можно сказать, что «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Понимаемый в таком плане компетентностный подход в вузовском образовании безусловно полезен. Настораживают возможные «подводные камни» на пути его конкретной реализации. Здесь реальными являются две следующие крайние позиции.

1) Подмена фундаментальности знаний их утилитарным применением. Тогда выпускник вуза будет иметь не столько систему профессиональных знаний, сколько набор «компетенций» – умений и навыков. Система образования сама подводит студента к ситуации: «Зачем понимать, если можно просто уметь?» Иначе говоря, традиционная задача образования – «почему» подменяется на задачу образования – «как». Будем учить высшую математику по справочнику И.Н. Бронштейна, заучивая набор стандартных формул, а обучаться профессии – заучивая набор стандартных профессиональных приёмов. Получим профессиональных исполнителей задач типа «замесить и нарубить», как в известном старом мультфильме.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Реализация условий преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...

Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессиональным умениям студентов
В социально-экономических исследованиях последних лет прослеживается осознанность необходимости критического осмысления сложившейся практики подготовки профессиональных кадров. Данная практика объясняется кардинальными изменениями в социально-экономическом направлении жизни нашей страны, появлением ...

Создание глобальной информальной образовательной среды как стратегическая задача России
Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Стратегическая задача России в ближайшее десятилетие – полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество. Информационное общество – это результат сочетания дв ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru