Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов

Страница 7

Во ФГОС нового поколения в основные термины включены положения, определяющие понятия «компетенции», «общекультурные» и «профессиональные» компетенции. Учитывая данный категориальный аппарат ФГОС нового поколения, следует обратить внимание и на категории, являющиеся органическим его продолжением.

Общекультурные компетенции – совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельностью.

Профессиональная компетентностью специалиста – это интегральная характеристика, которая определяет его умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.

Педагогическое образование представлено в бакалавриате и магистратуре по направлениям:

050100 Педагогическое образование

050400 Психолого-педагогическое образование

050700 Специальное (дефектологическое) образование

051000 Профессиональное обучение (по отраслям)

Мы остановимся на федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"), которые утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 № 788 (4-х летний – 1 предмет) и от 17 января 2011 г. N 46 (5-летний – 2 предмета).

Анализируя педагогическую деятельность, Н.В. Кузьмина выделяет пять видов педагогической компетентности:

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения и воспитания, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения и воспитания, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений и навыков.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение психолого-педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми и воспитанниками, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов психолого-педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к обучению.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых и воспитанников, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в специальности (например, в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение, а в нашем случае в области работы с детьми-сиротами); знание способов решения психолого-педагогических задач, связанных с решением возникающих специфических проблем.

Обобщая, можно сказать, что «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Понимаемый в таком плане компетентностный подход в вузовском образовании безусловно полезен. Настораживают возможные «подводные камни» на пути его конкретной реализации. Здесь реальными являются две следующие крайние позиции.

1) Подмена фундаментальности знаний их утилитарным применением. Тогда выпускник вуза будет иметь не столько систему профессиональных знаний, сколько набор «компетенций» – умений и навыков. Система образования сама подводит студента к ситуации: «Зачем понимать, если можно просто уметь?» Иначе говоря, традиционная задача образования – «почему» подменяется на задачу образования – «как». Будем учить высшую математику по справочнику И.Н. Бронштейна, заучивая набор стандартных формул, а обучаться профессии – заучивая набор стандартных профессиональных приёмов. Получим профессиональных исполнителей задач типа «замесить и нарубить», как в известном старом мультфильме.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...

Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по орфографии, вспомнить орфограммы, регулирующие правописание безударной гласной в корне, показать связь орфографии с морфемикой и словообразованием, выявить пробелы учащихся в их подготовке по данным разделам курса русского языка; развивать умения свобо ...

Общеметодический подход к формированию математических понятий в школьной практике
В школьной практике многие учителя добиваются от учеников заучивания определений понятий и требуют знания их основных доказываемых свойств. Однако результаты такого обучения обычно незначительны. Это происходит потому, что большинство учащихся, применяя понятия, усвоенные в школе, опираются на мало ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru