Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 1

Опытно-экспериментальную работу мы рассматриваем как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось:

изучить состояния исследуемой проблемы в практике воспитания нравственных ценностей у старшеклассников;

апробировать комплекс выявления педагогических условий воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя;

разработать, апробировать и внедрить научно-практические рекомендации для классного руководителя по воспитанию у старшеклассников нравственных ценностей;

Разрабатывая условия эффективности проведения опытноэкспериментальной работы, мы руководствовались положениями, выдвинутыми Ю.К. Бабанским: обстоятельный предварительный анализ проблемы с учетом ее исторического обзора; конкретизация гипотезы, ее уточнение в ходе исследования; анализ теории и практики, связанной с исследуемой проблемой; разработка критериев, позволяющих объективно оценить результаты исследования; определение оптимальной длительности проведения экспериментальной работы; систематическое получение информации и корректировка организации эксперимента.

В педагогическом эксперименте были охвачены учащихся старших классов и классные руководители г. Арзамаса Нижегородской области и г. Ярославля. Всего в эксперименте приняло участие 522 школьника и 60 классных руководителей. Проведение эксперимента осуществлялось в три этапа. Все этапы подчинены одной цели и соответственно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Этапы проведения опытно-экспериментальной работы отражены в табл. 5. Эксперимент осуществлялся в период обучения школьников с 9 по 11 классы.

Педагогический эксперимент направлен на проверку эффективности выдвинутых педагогических условий, направленных на воспитание нравственных ценностей старшеклассников, обусловленных взаимодействием классного руководителя с семьей, созданием воспитательной среды, педагогической поддержки, реализации нравственных ценностей учащихся в нравственных личностно-ориентированных воспитывающих ситуациях, этической защите старшеклассников.

Таблица 5 Основные этапы проведения опытно- экспериментальной работы, ее цели, содержание, диагностика

Этапы опытно экспериментальной работы

Диагностические цели

Задачи

Методы диагностики

I этап: констатирующий

Изучение состояния проблемы в практике общеобразовательных школ

Выяснение со стояния воспитательной деятельности по формированию нравственных ценностей у старшеклассников в практике работы общеобразовательной школы

Анкетирование учащихся и учителей Наблюдение за воспитательным процессом Экспериментальная оценка Создание воспитывающих ситуаций Моделирование

II этап формирующий

Разработка комплекса пед. Условий концептуальной мо- дели по воспитанию нравственных ценностей учащихся. Методы пед. стимулирования нравственных поступков. Конструирование программы воспитания нравственных ценностей, через различные формы и методы

Экспериментальная апробация концептуальной модели по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников

Опрос Наблюдение Беседа с классными руководителями и учащимися

Анкетирование Метод статистической обработки

III этап: контрольно-корректирующий

Экспериментальная проверка поставленных целей. Апробирование и обобщение материалов научного исследования. Оформление результатов эксперимента. Разработка окончательного варианта пед. условий. Уточнение основных компонентов концепт. Модели восп. системы класса по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников

Определение воспитывающего эффекта экспериментальной методики

Анализ результатов деятельности.

Наблюдение. Метод математической обработки.

Графический метод.

Обобщение Систематизация и описание полученных результатов

Использование комплекса методов по воспитанию у старшеклассников нравственных ценностей обеспечило: воспитание значимых нравственных ценностей личности; формирование психологической и социальной готовности старшеклассников к самостоятельности, самовоспитанию, саморазвитию; соответствие личностно-ориентированной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; положительную стимуляцию старшеклассников к достижению успеха в нравственном выборе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Роль изобразительной деятельности в развитии детей
Дети с задержкой психического развития при отсутствии специальной коррекционной работы в массовой школе с первого класса становятся неуспевающими. В становлении их мотивации и самооценки прослеживаются те же особенности, что и у всех неуспевающих младших школьников. Позиция неуспевающего – это, пре ...

Выявление особенностей творческого воображения у детей с задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проводилось во 2 а и во 2 б классах средней школы №2 г. Белозерска, где обучаются нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития. Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики: 1. Методика «Несущест ...

Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru