Опытно-экспериментальную работу мы рассматриваем как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось:
изучить состояния исследуемой проблемы в практике воспитания нравственных ценностей у старшеклассников;
апробировать комплекс выявления педагогических условий воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя;
разработать, апробировать и внедрить научно-практические рекомендации для классного руководителя по воспитанию у старшеклассников нравственных ценностей;
Разрабатывая условия эффективности проведения опытноэкспериментальной работы, мы руководствовались положениями, выдвинутыми Ю.К. Бабанским: обстоятельный предварительный анализ проблемы с учетом ее исторического обзора; конкретизация гипотезы, ее уточнение в ходе исследования; анализ теории и практики, связанной с исследуемой проблемой; разработка критериев, позволяющих объективно оценить результаты исследования; определение оптимальной длительности проведения экспериментальной работы; систематическое получение информации и корректировка организации эксперимента.
В педагогическом эксперименте были охвачены учащихся старших классов и классные руководители г. Арзамаса Нижегородской области и г. Ярославля. Всего в эксперименте приняло участие 522 школьника и 60 классных руководителей. Проведение эксперимента осуществлялось в три этапа. Все этапы подчинены одной цели и соответственно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Этапы проведения опытно-экспериментальной работы отражены в табл. 5. Эксперимент осуществлялся в период обучения школьников с 9 по 11 классы.
Педагогический эксперимент направлен на проверку эффективности выдвинутых педагогических условий, направленных на воспитание нравственных ценностей старшеклассников, обусловленных взаимодействием классного руководителя с семьей, созданием воспитательной среды, педагогической поддержки, реализации нравственных ценностей учащихся в нравственных личностно-ориентированных воспитывающих ситуациях, этической защите старшеклассников.
Таблица 5 Основные этапы проведения опытно- экспериментальной работы, ее цели, содержание, диагностика
|
Этапы опытно экспериментальной работы |
Диагностические цели |
Задачи |
Методы диагностики | |
|
I этап: констатирующий |
Изучение состояния проблемы в практике общеобразовательных школ |
Выяснение со стояния воспитательной деятельности по формированию нравственных ценностей у старшеклассников в практике работы общеобразовательной школы |
Анкетирование учащихся и учителей Наблюдение за воспитательным процессом Экспериментальная оценка Создание воспитывающих ситуаций Моделирование | |
|
II этап формирующий |
Разработка комплекса пед. Условий концептуальной мо- дели по воспитанию нравственных ценностей учащихся. Методы пед. стимулирования нравственных поступков. Конструирование программы воспитания нравственных ценностей, через различные формы и методы |
Экспериментальная апробация концептуальной модели по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников |
Опрос Наблюдение Беседа с классными руководителями и учащимися Анкетирование Метод статистической обработки | |
|
III этап: контрольно-корректирующий |
Экспериментальная проверка поставленных целей. Апробирование и обобщение материалов научного исследования. Оформление результатов эксперимента. Разработка окончательного варианта пед. условий. Уточнение основных компонентов концепт. Модели восп. системы класса по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников |
Определение воспитывающего эффекта экспериментальной методики |
Анализ результатов деятельности. Наблюдение. Метод математической обработки. Графический метод. Обобщение Систематизация и описание полученных результатов | |
Использование комплекса методов по воспитанию у старшеклассников нравственных ценностей обеспечило: воспитание значимых нравственных ценностей личности; формирование психологической и социальной готовности старшеклассников к самостоятельности, самовоспитанию, саморазвитию; соответствие личностно-ориентированной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; положительную стимуляцию старшеклассников к достижению успеха в нравственном выборе.
Новое в образовании:
Описание исходного уровня сформированности валеологической грамотности
младших школьников
Первым этапом нашего исследование стало исследование уровня сформированности у детей младшего школьного возраста (9 – 10 лет) положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена как содержания валеологической грамотности. Первым этапом данного исследования являлось проведение заня ...
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию
экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...
Русская деревянная игрушка
В русской деревянной игрушке сложился сой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Это целая область народного творчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, с ...