Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива

Страница 1

Учебное заведение профессионального образования призвано создать обучающимся (студентам) возможности продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначения, ценности, содержание деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращение обучающегося (студента) из объекта педагогических воздействий в субъект образования. Учесть специфические особенности возраста, органически включиться в процесс развития конкурентоспособной личности обучающегося (студента) способен педагог-профессионал.

В отличие от учителя-предметника педагог-профессионал является субъектом педагогического труда, а не носителем научных знаний; он ориентирован на работу с человеком, а не на трансляцию знаний, умений, навыков; умеет практически работать с образовательными процессами, строить социально-педагогические ситуации; способен и на построение своей деятельности, ее изменение и развитие.

Развитие субъектности педагога требует организации психологического сопровождения в тесной взаимосвязи с методической службой учреждения. Традиционные формы и методы работы с педагогами затрагивают проблему «чему и как учить?» и почти не обсуждается вопрос о том, как помочь самому преподавателю, притом, что данная профессия связана с большими нервно-психическими нагрузками. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимости быть все время «в форме», невозможность выбора обучающихся (студентов), отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться и приводить к синдрому «профессионального выгорания».

Рассматривая профессионально-личностное развитие человека как целостный и непрерывный процесс, сопровождающий человека на всем профессионально-трудовом «маршруте» его жизни, одной из главных задач психологического взаимодействия с педагогическим составом учреждения профессионального образования большинство авторов видят в предоставление возможности каждому быть самим собой, становиться собой и самореализовываться в своей профессии. В работе психологической службы учреждения основные силы направлены на здоровье - сберегающие технологии, которые способствуют наиболее продуктивной работе каждого из преподавателей.

Работа с педагогами ярко прослеживается в такой форме взаимодействия как психологическое консультирование. Психологическое консультирование – это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:

Равноправное взаимодействие психолога и педагога;

Формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;

Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

Распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.

Направления социально-психологического сопровождения в работе с преподавательским составом:

консультирование преподавателей профессионального образования по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия.

налаживание сотрудничества между психологом и педагогами для дальнейшей работы.

Социально–посредническая работа психолога в ситуациях решения различных межличностных межгрупповых конфликтов.

Основные задачи в работе с педагогическим коллективом:

повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанных с обучением и адаптацией студентов в новой образовательной среде;

организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем развития отдельных обучающихся (студентов).

Виды деятельности:

1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, развитием студентов. Преподаватель не является отстраненным лицом в психолого-педагогическом сопровождении, а является его важным звеном. Педагог запускает как отдельные виды деятельности с обучающимися (студентами), так и получает обратную связь о проделанной работе. Педагоги консультируются и относительно развития своих коммуникативных, саморегуляционных и творческих способностей, способствующих построению оптимального взаимодействия субъектами педагогического процесса.

2. Психологическое просвещение. Проводится как в частном, так и в плановом порядке на педагогических советах, методических объединениях. Данная деятельность способствует повышению педагогического мастерства и развитию психологической компетенции у педагогов.

3. Диагностическая работа. У преподавателя, как основного звена в образовательной системе, необходимо отслеживать возможные личностные и профессиональные барьеры в обучении в рамках профессионального образования. Данная работа проводится с преподавателями, реализующими инновационные образовательные технологии, планово.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушение онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её мо ...

Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...

Проверка педагогической гипотезы
Следующим этапом педагогического исследования является этап проверки научной педагогической гипотезы. Правильность или ложность гипотезы можно выяснить в ходе опытно-экспериментальной работы. Такая работа начинается с составления плана, или методики, проведения педагогического эксперимента. Суть лю ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru