Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива

Страница 1

Учебное заведение профессионального образования призвано создать обучающимся (студентам) возможности продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначения, ценности, содержание деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращение обучающегося (студента) из объекта педагогических воздействий в субъект образования. Учесть специфические особенности возраста, органически включиться в процесс развития конкурентоспособной личности обучающегося (студента) способен педагог-профессионал.

В отличие от учителя-предметника педагог-профессионал является субъектом педагогического труда, а не носителем научных знаний; он ориентирован на работу с человеком, а не на трансляцию знаний, умений, навыков; умеет практически работать с образовательными процессами, строить социально-педагогические ситуации; способен и на построение своей деятельности, ее изменение и развитие.

Развитие субъектности педагога требует организации психологического сопровождения в тесной взаимосвязи с методической службой учреждения. Традиционные формы и методы работы с педагогами затрагивают проблему «чему и как учить?» и почти не обсуждается вопрос о том, как помочь самому преподавателю, притом, что данная профессия связана с большими нервно-психическими нагрузками. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимости быть все время «в форме», невозможность выбора обучающихся (студентов), отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться и приводить к синдрому «профессионального выгорания».

Рассматривая профессионально-личностное развитие человека как целостный и непрерывный процесс, сопровождающий человека на всем профессионально-трудовом «маршруте» его жизни, одной из главных задач психологического взаимодействия с педагогическим составом учреждения профессионального образования большинство авторов видят в предоставление возможности каждому быть самим собой, становиться собой и самореализовываться в своей профессии. В работе психологической службы учреждения основные силы направлены на здоровье - сберегающие технологии, которые способствуют наиболее продуктивной работе каждого из преподавателей.

Работа с педагогами ярко прослеживается в такой форме взаимодействия как психологическое консультирование. Психологическое консультирование – это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:

Равноправное взаимодействие психолога и педагога;

Формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;

Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

Распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.

Направления социально-психологического сопровождения в работе с преподавательским составом:

консультирование преподавателей профессионального образования по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия.

налаживание сотрудничества между психологом и педагогами для дальнейшей работы.

Социально–посредническая работа психолога в ситуациях решения различных межличностных межгрупповых конфликтов.

Основные задачи в работе с педагогическим коллективом:

повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанных с обучением и адаптацией студентов в новой образовательной среде;

организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем развития отдельных обучающихся (студентов).

Виды деятельности:

1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, развитием студентов. Преподаватель не является отстраненным лицом в психолого-педагогическом сопровождении, а является его важным звеном. Педагог запускает как отдельные виды деятельности с обучающимися (студентами), так и получает обратную связь о проделанной работе. Педагоги консультируются и относительно развития своих коммуникативных, саморегуляционных и творческих способностей, способствующих построению оптимального взаимодействия субъектами педагогического процесса.

2. Психологическое просвещение. Проводится как в частном, так и в плановом порядке на педагогических советах, методических объединениях. Данная деятельность способствует повышению педагогического мастерства и развитию психологической компетенции у педагогов.

3. Диагностическая работа. У преподавателя, как основного звена в образовательной системе, необходимо отслеживать возможные личностные и профессиональные барьеры в обучении в рамках профессионального образования. Данная работа проводится с преподавателями, реализующими инновационные образовательные технологии, планово.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Правовое воспитание
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, ...

Влияние исторических экскурсов на развитие познавательного интереса школьников
Было проведено анкетирование учителей Кыласовской средней общеобразовательной школы и Средней общеобразовательной школы № 16 города Кунгура. Анкетирование Бессоновой Аиды Азатовны (МОУ "Кыласовская средняя общеобразовательная школа"). Учитель работает по учебнику А.Г. Мордковича. Использу ...

Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения», как и понятия «формы учебной работы» как п ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru