4. Развивающая работа. Педагогический коллектив нуждается в развитии коммуникативных качеств, но данная работа проводится преимущественно в индивидуальном плане или в профилактических целях.
Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на то, что в настоящее время лекции и консультации являются одними из наиболее распространенных направлений психологической работы психолога с педагогами, однако использование этих традиционных форм работы не дает возможности в полной мере осуществлять социально-психологическое сопровождение.
По нашему мнению наиболее результативным является использование активных методов работы, одной из наиболее востребованных форм, которых является тренинг. Основные достоинства тренинга состоят в том, что это -
активная форма обучения, коррекции и терапии;
работа с группой, в кругу и при соблюдении норм и правил участия в тренинге (равенства, активности и психологической безопасности);
деловое, партнерское взаимодействие ведущего (психолога) и участников группы (педагогов).
Анализ литературных данных показывает, что наиболее востребованными среди педагогов являются следующие тренинги:
тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» для педагогов, направленный на поиск и реализацию внутренних и внешних ресурсов личности педагога, способствующих сохранению психического и физического здоровья;
методический тренинг-семинар для молодых специалистов и вновь прибывших педагогов, целью которого является оказание необходимой помощи, знакомство молодых специалистов с рекомендациями по управлению коллективом обучающихся (студентов), с техниками, упражнениями, позволяющими снижать напряжение, усталость, формирование позитивной установки на самосовершенствование;
тренинг профессионального общения для молодых специалистов, целью которого является развитие коммуникативных возможностей преподавателей, поиск эффективных средств общения с учебным коллективом, индивидуального стиля профессиональной деятельности, знакомство с психотехниками, помогающими эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность.
тренинг развития педагогической толерантности, направленный на повышение устойчивости к воздействию фрустрирующих факторов в педагогическом взаимодействии (главным в программе тренинга является развитие рефлексии, гибкости мышления, самоконтроля, саморегуляции, эмпатии);
тренинг «Стресс в жизни человека и способы борьбы со стрессом», способствующий формированию способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.
Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что использование тренинга в социально-психологическом сопровождении педагогического состава учреждений профессионального образования позволяет:
повысить мотивацию к участию в психологической работе, стимулирует участников к самораскрытию в творческой форме;
осознать, принять и отреагировать негативные эмоции;
овладеть техниками уверенного поведения и способами саморегуляции;
сделать процесс консультирования более целостным, способствовать регулярному включению педагогов в пространство совместной психологической работы и появлению позиции сотрудничества у всех участников этого процесса;
стимулировать гармонизацию взаимоотношений и развитие взаимного доверия между педагогами;
увидеть картину мира глазами собеседника, ощутить многогранность личности друг друга;
создать условия для получения педагогами опыта общения и взаимодействия в новой форме – не только с помощью слов, но и посредством игровых и арт-терапевтических средств.
Таким образом, использование предложенных активных методов работы, проводимых в системе, позволяет повысить психологическую культуру педагогов, а, следовательно, способствует оптимизации образовательного процесса.
Подводя итог можно сказать, что вопросы личностного развития обучающегося (студента) и психолого-педагогического сопровождения его профессионального становления являются ключевыми в современной педагогической теории и практике работы учебных заведений профессионального образования.
Научное осмысление содержательной и процессуальной сторон психолого-педагогического сопровождения дает основания говорить о сложности и неоднозначности понимания данной категории в современной науке. В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в основе которого всегда лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. Образовательная среда должна содействовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей, и развитию уже проявившихся способностей и личности обучающегося (студента), всех сфер психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной) в соответствии с индивидуальными особенностями. Но при этом важно понимать, что люди, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, не призваны преподносить сопровождаемому готовое решение проблем, осуществлять за него выбор и т.д
Новое в образовании:
Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого р ...
Организация
трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом
воспитании
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природ ...
Педагогические условия процесса воспитания и просвещения родителей по
здоровьесбережению школьников
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в в ...