Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива

Страница 2

4. Развивающая работа. Педагогический коллектив нуждается в развитии коммуникативных качеств, но данная работа проводится преимущественно в индивидуальном плане или в профилактических целях.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на то, что в настоящее время лекции и консультации являются одними из наиболее распространенных направлений психологической работы психолога с педагогами, однако использование этих традиционных форм работы не дает возможности в полной мере осуществлять социально-психологическое сопровождение.

По нашему мнению наиболее результативным является использование активных методов работы, одной из наиболее востребованных форм, которых является тренинг. Основные достоинства тренинга состоят в том, что это -

активная форма обучения, коррекции и терапии;

работа с группой, в кругу и при соблюдении норм и правил участия в тренинге (равенства, активности и психологической безопасности);

деловое, партнерское взаимодействие ведущего (психолога) и участников группы (педагогов).

Анализ литературных данных показывает, что наиболее востребованными среди педагогов являются следующие тренинги:

тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» для педагогов, направленный на поиск и реализацию внутренних и внешних ресурсов личности педагога, способствующих сохранению психического и физического здоровья;

методический тренинг-семинар для молодых специалистов и вновь прибывших педагогов, целью которого является оказание необходимой помощи, знакомство молодых специалистов с рекомендациями по управлению коллективом обучающихся (студентов), с техниками, упражнениями, позволяющими снижать напряжение, усталость, формирование позитивной установки на самосовершенствование;

тренинг профессионального общения для молодых специалистов, целью которого является развитие коммуникативных возможностей преподавателей, поиск эффективных средств общения с учебным коллективом, индивидуального стиля профессиональной деятельности, знакомство с психотехниками, помогающими эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность.

тренинг развития педагогической толерантности, направленный на повышение устойчивости к воздействию фрустрирующих факторов в педагогическом взаимодействии (главным в программе тренинга является развитие рефлексии, гибкости мышления, самоконтроля, саморегуляции, эмпатии);

тренинг «Стресс в жизни человека и способы борьбы со стрессом», способствующий формированию способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.

Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что использование тренинга в социально-психологическом сопровождении педагогического состава учреждений профессионального образования позволяет:

повысить мотивацию к участию в психологической работе, стимулирует участников к самораскрытию в творческой форме;

осознать, принять и отреагировать негативные эмоции;

овладеть техниками уверенного поведения и способами саморегуляции;

сделать процесс консультирования более целостным, способствовать регулярному включению педагогов в пространство совместной психологической работы и появлению позиции сотрудничества у всех участников этого процесса;

стимулировать гармонизацию взаимоотношений и развитие взаимного доверия между педагогами;

увидеть картину мира глазами собеседника, ощутить многогранность личности друг друга;

создать условия для получения педагогами опыта общения и взаимодействия в новой форме – не только с помощью слов, но и посредством игровых и арт-терапевтических средств.

Таким образом, использование предложенных активных методов работы, проводимых в системе, позволяет повысить психологическую культуру педагогов, а, следовательно, способствует оптимизации образовательного процесса.

Подводя итог можно сказать, что вопросы личностного развития обучающегося (студента) и психолого-педагогического сопровождения его профессионального становления являются ключевыми в современной педагогической теории и практике работы учебных заведений профессионального образования.

Научное осмысление содержательной и процессуальной сторон психолого-педагогического сопровождения дает основания говорить о сложности и неоднозначности понимания данной категории в современной науке. В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в основе которого всегда лежит взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. Образовательная среда должна содействовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей, и развитию уже проявившихся способностей и личности обучающегося (студента), всех сфер психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной) в соответствии с индивидуальными особенностями. Но при этом важно понимать, что люди, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, не призваны преподносить сопровождаемому готовое решение проблем, осуществлять за него выбор и т.д

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Основные принципы и методы перевоспитания осужденных
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных: 1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Цель определяется как начальная п ...

Определение уровня коммуникабельности педагога
Под общением мы будем понимать взаимодействие людей как субъектов и выделять в нем три основных компонента: коммуникативный (обмен информацией); интерактивный (обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия), перцептивный (восприятие и понимание другого человека). Общение — сложный многоплано ...

Процесс разработки цифровых образовательных ресурсов
Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы: Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка … Рис. 1 Клас ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru