Руководителю воспитательного учреждения необходимо помнить:
— нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;
— ошибочные решения не отменять, а обратиться к общему собранию для их рассмотрения;
— не загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;
— следить за тем, чтобы работа в этих органах не отнимала много времени и чтобы воспитанники не превращались в «чиновников»;
— четко наладить учет работы органов самоуправления, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.
Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе. Мальчик, дежурный командир, сегодня руководит коллективом, а завтра уже подчиняется новому руководителю. Уполномоченных коллектива должно быть как можно больше, поэтому различные комиссии, разовые дела коллектива следует стремиться поручать разным членам отрядов; так создается сложная связь взаимозависимостей и взаимоответственности каждого. Командир распоряжается своей властью, даже если она на один день, с уверенностью, без перестраховки, а все остальные принимают эту власть как вполне естественную, необходимую и авторитетную.
Работа органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время накапливается актив».
Что такое актив? «Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе». Актив положительно относится к руководителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на действующий и резерв.
Действующий актив — это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв приходит ему всегда на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив.
Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации детского коллектива.
С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе, и т.п. Актив — это опора воспитателя, благодаря ему опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные посты и должности в коллективе, не может быть никаких привилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.
Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил.
Перспектива. Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения. Завтрашняя радость — стимул жизни для любого человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и представляться лучше сегодняшнего. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей является определение вместе с коллективом общих перспектив жизни, при отсутствии которых не может быть его движения вперед, наступает загнивание даже сложившегося коллектива.
Перспективы могут быть близкими, средними и дальними; важно при этом, чтобы они были общими, «наша работа в области перспективы заключается еще и в том, что мы все должны воспитывать коллективные линии устремлений, а не только
личные». Нужна гармония личных и общих перспективных линий, чтобы у воспитанника не было ощущения противоречия между ними, а организация перспективы может начинаться с личных линий.
Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии и др.
«Однако было бы большой ошибкой строить близкую перспективу только на принципе приятного, даже если в этом есть элементы полезного. Таким путем мы приучим ребят к совершенно недопустимому эпикурейству». Жизнь коллектива должна быть наполнена не только радостью простого развлечения, но и радостью трудовых напряжений. Так, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими с жаром, ведь оно сулит им будущие развлечения на катке. В процессе работы возникнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др. «Когда коллектив сживается в дружную семью, уже один образ коллективной работы захватывает как приятная близкая перспектива». Всякая, даже небольшая радость делает коллектив более дружным и бодрым. Иногда нужна трудная задача, а иногда нужно дать и самое простое детское удовольствие: через неделю на обед будет мороженое.
Новое в образовании:
Основа технологии целостного педагогического процесса
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осм ...
Профилактические мероприятия в ДОУ
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду проводятся целенаправленно. Было выявлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации. Так, различные колющие и режущие предметы ...
Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных
технологий в обучении дошкольников
Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самооценки детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общес ...