Основа технологии целостного педагогического процесса

Педагогика и воспитание » Основа технологии целостного педагогического процесса

Страница 1

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осмысления и систематизации. В качестве основы анализа этого огромного опыта целесообразно использовать новые для педагогики понятия — технология и технологический подход к проектированию педагогических процессов.

Следует выделить три основные причины возникновения и практического применения педагогических технологий: необходимость внедрения в педагогику системно деятельностного подхода в условиях классно-урочного обучения;

• активизация учебно-познавательной деятельности и моделирования эффективного вербального способа передачи информации;

• возможность проектирования технологической цепочки процедуры обучения, организация взаимодействия учителя и учеников, обеспечивающая гарантированный результат обучения.

Это абсолютно новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием, проектированием учебных процессов.

В XX столетии школьное обучение становится массовым, всеобщим, охватывающим всех детей соответствующих возрастов. В этих условиях школа сталкивается с противоречием: требования к качеству подготовки растут, уровень требования к знаниям учащихся по всем предметам повышается, диапазон индивидуальных различий детей довольно широкий, а вот условия обучения, остаются ориентированными на среднего ученика.

Неудивительно, что учебный процесс дает сбои, а общество все более не удовлетворяется работой школы. Вот почему педагоги продолжают поиск такого построения учебного процесса, которое было бы эффективно в условиях массовой школы, безотказно обеспечивало бы успех в руках любого учителя. Если ставить задачу учителю — построить так процесс обучения, чтобы все дети усвоили знания, то наука должна определить алгоритм действий педагога. Дидактика дает этапы усвоения знаний — восприятие, осмысление, закрепление, но учителю этого недостаточно. Ему еще необходимо указать, как осуществить эти этапы на практике. В психолого-педагогической литературе указываются операции, в соответствии с которыми идет процесс восприятия:

• активная ориентировка в новом;

• сосредоточение внимания;

• мобилизация прошлого опыта;

• ориентировка в новых действиях;

• связь с практикой;

• необходимость проведения доказательства;

• поиск подтверждения нового опыта, практического применения знаний;

• опора на известные знания, представления;

• поиск главного, существенного.

Теперь как бы дан алгоритм действия, то есть цель его деятельности расписана более подробно, диагностично, через деятельность учащихся. Если так конкретно описать цель предстоящей деятельности, то ее успешно может осуществить любой учитель. Так же можно отыскать номенклатуру операций осмысления и закрепления. Они полностью регламентируют деятельность учителя при выполнении его работы. Так легко работать учителю, когда от него не только требуют, но и рассказывают, как это делать.

. Современная дидактика требует применения репродуктивного метода обучения. А как его применять? В лекции мы пытались представить стратегию действий учителя по применению этого метода:

сущность метода;

назначение;

связь с элементами содержания обучения;

элементы деятельности учителя;

виды деятельности ученика;

границы применения метода.

Этот алгоритм облегчает возможность учителя применить метод в своей работе с учениками.

Применение принципов обучения

Принцип систематичности предполагает использование правил его реализации:

предварительно определить достигнутый уровень знаний ученика;

выделить ведущие знания и остальные знания распределить вокруг этого центра;

сформировать базу знаний по данному вопросу (основные знания);

тему разбить на отдельные вопросы, параграфы и подпараграфы;

прибегать к кратким повторам по ходу изложения

знаний; дать возможность учащимся высказать свои мысли

(как они поняли); приобщить к самостоятельной работе по данной теме.

Опять есть предписания действий учителя при выполнении этого принципа, что облегчает работу учителя.

И последний пример. Сегодня, говоря о процессе воспитания, мы требуем, чтобы учитель так организовал этот процесс, чтобы воспитание было процессом взаимостроительства личности. Чем располагает учитель для достижения этой цели?

1. Наличие коллективных творческих дел (различных по направлениям и видам забот).

2. Ведущее условие воспитания — организация жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования
Проблема оптимизации педагогической деятельности в любых образовательных учреждениях традиционно актуальна. Один из путей ее решения заключается в усилении профессионально значимых качеств личности педагогов (Зимняя И.А., Лифинцева Н.И., Маркова А.К., Митина Л.М., Сластенин В.А.). Центры психолого- ...

Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...

Проверка эффективности проделанной работы по воспитанию положительных взаимоотношений через совместную деятельность
На 3 этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика оценки уровня сформированности у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений, которая проводилась по той же методике, что и на 1 этапе. Получены следующие данные. Изучение взаимоотношений между детьми в гру ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru