10. Принцип комплексного подхода. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.
Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта.
Определенная роль в выполнении задач воспитательной работы принадлежит самостоятельным организациям осужденных к лишению свободы, которые создаются в исправительных учреждениях. Работают они под контролем администрации учреждений. Несмотря на обширный круг вопросов, которые компетентны решать самодеятельные организации, полномочия их разумно ограничены законом с тем, чтобы не допустить неконтролируемого развития ситуации в местах лишения свободы.
Задачами самодеятельных организации осужденных являются:
- оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии;
- развитие полезной инициативы осужденных;
- оказание позитивного влияния на исправление лиц, лишенных свободы;
- участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных;
- оказание содействия администрации исправительных учреждении в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными;
- социальная помощь осужденным и их семьям.
Участие в работе самодеятельных организаций не влечет за собой предоставления осужденным дополнительных льгот. Вместе с тем оно поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Видами самодеятельных организации осужденных являются:
- советы коллектива отрядов осужденных;
- советы коллективов исправительных учреждений;
- совет бригадиров.
Они оказывают администрации помощь в исправлении осужденных, решении вопросов производственно-хозяйственной и иной деятельности мест лишения свободы, организуют работу в соответствии с планами, одобренными на заседании совета и утвержденными начальниками учреждений.
Совет коллектива колонии состоит из семи-двадцати пяти человек. Они выбираются на общем собрании осужденных колонии или на собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. Состав избранного совета утверждается начальником колонии.
При советах коллективов учреждений, как правило, создаются секции по основным направлениям их деятельности:
1) профилактики правонарушений;
2) производственная;
3) общеобразовательного обучения;
4) профессионального обучения;
5) физкультурно-спортивной работы;
6) культурно-массовой работы;
7) санитарно-бытовая и др.
Совет коллектива отряда состоит из пяти – одиннадцати человек, которые выбираются на общем собрании осужденных отряда или собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. При совете отряда имеются секции аналогичные секциям совета коллектива колонии. Работу советов коллективов отряда координируют советы коллективов колоний.
Советы коллективов периодически отчитываются о своей работе перед осужденными на собраниях осужденных. Решения, которые принимают советы коллективов колоний и отряд утверждаются собственно начальником колоний и отрядов.
Советы бригадиров, создаваемые среди осужденных, назначаются начальником колонии.
В состав самодеятельных организаций должны входить осужденные, зарекомендовавшие себя с положительной стороны путем примерного поведения и добросовестного отношения к труду и обучению. Это важное требование закона, диктуемое задачами исправления осужденных.
В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа самодеятельные организации не создаются. Среди осужденных там ведется индивидуальная воспитательная работа.
В настоящее время, как в общей, так и в пенитенциарной педагогике начали разрабатываться вопросы дополнительного образования, которое рассматривается как составляющая общего образования. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает возможность получения гражданами Российской Федерации дополнительного образования, основным содержанием которого является реализация дополнительных образовательных программ. К этим программа можно отнести образовательные и реабилитационные программы для осужденных (Ю.К. Александров, Н.А. Андреев, А.В. Буданов, С.А. Ветошкин, М.Г. Дебольский, В.М. Исаков, О.Г.Ковалев, АМ.Морозов, В.М. Морозов, Е.Я. Тищенко, Н.АЛюгаева и др.), некоторые программы дистанционного обучения осужденных (В.Т. Волов, М.А. Галагузова, О.Н. Елагина, В.М. Исаков, Д.Ю. Райчук и др.)
Новое в образовании:
Результаты мероприятий, проводимых в школе № 75 по здоровьесбережению школьников
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного усп ...
Характеристика возрастных психологических и валеологических особенностей
младших школьников
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно. Его не было у тех, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью в образовании. Появление этого возраста ...
Проблемы физического воспитания в республике Беларусь
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами ...