"Образование взрослых не может строится как обучение студентов (лекции, семинары, экзамен) или обучение школьников (урок, домашние задания, выполняемые для учителя, ответ у доски, оценка). Оно может выступать как повышение квалификации – с выделением используемых профессиональных способов и приемов, преследуемых целей и решаемых задач, экспертной оценкой всего этого, пробой преобразования для увеличения эффективности, самооценкой и признанием со стороны профессиональной среды" (А.М. Аронов).
Данный проект предполагает 4 модуля, проводимые с интервалом в 4-6 мес.
Модуль 1. "Соотношение культурной и учебной действительностей"
Модуль проводится на материале заранее подготовленных учебных занятий заявленных на учебные занятия (культурное содержание), проведение открытых учебных занятий (8-12 школьников на занятии), экспертная реконструкция их учебного содержания, повторное проведение учебных занятий, экспертная реконструкция их педагогического содержания, пробы проектирования "особых" занятий.
Модуль 2. "Понятие дискуссии и диалога в образовательном процессе"
Модуль предполагает тренинг обращения в устном взаимодействии к контексту говоримого и обсуждения понятий дискуссии (с выделением позиций и средств дискуссии) и диалога (с выделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
Модуль 3. "Понятие исследовательского занятия"
Модуль предполагает различение проблемных и исследовательских занятий, выделение структуры исследовательской деятельности и приемов ее организации со школьниками разных возрастов.
Модуль 4. "Организация творческой работы школьников: учебное исследование"
Модуль ориентирован на разработку учебных и обучающих средств поддержки выполнения школьниками творческих работ (включающей в себя проведение учебного исследования, направленного на изменение способов учения, а не только на получение результата), их оформления и защиты.
Каждый модуль проводится в режиме интенсивных занятий в течении целого дня и занимает 2-3 дня. Подробную программу модуля №2 см.
Тема модуля, на котором я присутствовала, была: "Понятие дискуссии и диалога в образовательном пространстве".
1. Организационно-стратегическая и содержательно-стратегическая линии (соответствующие четырем модулям):
1 модуль – Экспертно-аналитический
Это проведение открытых учебных занятий, дискуссий; наличие экспертной реконструкции; повторное проведение учебного занятия.
2 модуль – Разработническо - аналитический тренинг
Здесь педагоги сами участвуют в дискуссии (тренинг), а затем занимаются аналитическим разбором понятий дискуссии и диалога (с выделением позиций и средств дискуссии и с выделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
3 модуль – Аналитический
Здесь в основном идет аналитическая работа с понятием исследовательского занятия (выделение структуры и приемов организации исследовательской деятельности).
4 модуль – Образовательно - разработнический
2. Деятельностный возраст соответствует студенчеству (учебно-профессиональный период)
3. Диалогичность. Чисто лекционного материала не было, постоянно были вопросы со стороны аудитории, наблюдалось живое обсуждение волнующих тем и непонятных моментов. Главное, был замечен интерес и вовлеченность педагогов, что не может не радовать. Хотя можно заметить, что вовлечены конечно были не все, но значительная часть аудитории (что скорей всего является вполне нормальным и предсказуемым).
В основном в центре обсуждения были понятия "диалог" и "дискуссия". Готовых определений, конечно, не давалось, а в ходе работы обсуждалось, что может быть их содержанием. И хотя в ходе опросов нескольких педагогов выяснилось, что для них не стало до конца понятно содержание и определение этих понятий, но некоторые моменты они для себя прояснили и в дальнейшем хотели бы и собираются использовать эти формы обучения в своей педагогической практике.
Новое в образовании:
Обучение и игра
Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры? Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в ...
Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения
управленческого цикла
Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее пос ...
Основные направления педагогико-воспитательной работы с осужденными
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях: 1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимальн ...