Содержание и формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Содержание и формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

На выбор темы работы повлияло то, что, как я считаю, она является актуальной и пока еще мало изученной. Актуальность темы связана с процессом модернизации образования, который сейчас постоянно обсуждается. В обществе в последние годы происходит смена приоритетов, от человека в новом обществе требуются качества, которые помогли бы ему в успешной социализации. "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны". Отсюда необходимость существенных изменений в системе образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Министерством образования выделяются следующие приоритетные ценности, которые необходимо учитывать при построении учебных методик:

Необходимость повышения уровня готовности граждан к социальному, политическому выбору;

Признается важность таких факторов как коммуникабельность и толерантность;

Необходимость формирования современного мышления у молодого поколения;

Постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Всему этому и должен обучать наше молодое поколение современный педагог. А как? Вот для этого и требуются различные курсы по повышению квалификации, которые и помогут педагогу вступить в новую образовательную волну. Необходимость "нового" человека требует и педагога нового типа , значительного роста уровня профессионализма всех педагогических кадров.

Как отмечается в программном документе Российской Академии образования - "Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, вовлечение учащихся в решение собственных образовательных и общекультурных проблем, требует реформирования педагогического образования, способного готовить учителя, соответствующего потребностям развития образования в условиях демократии, перехода от тоталитарного к гражданскому обществу, к рыночным отношениям, интеграции российского образования в мировую систему образования". Но большинство педагогов даже не понимают, что собственно от них хотят, что от них требуют. Хотя и не мало тех педагогов, которые понимают и осознают такую необходимость, но сами они вряд ли могут перестроиться, им нужна помощь. В любом случае нашим педагогам требуется квалифицированная помощь, которую они и смогут получить на соответствующих курсах. А как мне кажется в свете проводимой модернизации образования проблема повышения квалификации стоит очень остро (и это действительно проблема), и требует детальной разработки. Ведь в этой области мало изученного вследствие чего открывается широкое поле для деятельности.

Почему именно педагог дополнительного образования?

Учреждения дополнительного образования до сих пор считаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Также я считаю, что скорей всего причина в отсутствии жестких рамок в данной сфере образования. Отсюда возможность варьировать формы и содержание своих занятий; это открывает простор для деятельности педагога, его фантазии. Педагог ДО может основываться на том, что ребенка привел интерес и желание заниматься любимым делом (по крайней мере в идеале), что в свою очередь, гарантирует ему большую эффективность, в отличие от нормированных школьных занятий. В последнее время очень много говорится о необходимости перестройки дополнительного образования соответственно новым целям образования, создании открытой модели дополнительного образования. А такая перестройка была бы бессмысленна без подготовки и переподготовки людей, работающих в образовательной сфере. Сейчас разрабатывается много различных теорий повышения квалификации работников в дополнительном образовании, которые, скорее всего, носят некоторый "пробующий" характер. Возможно, в настоящий момент, имеется очень мало опыта в данной сфере и чёткая схема, как такового повышения квалификации, ещё не сложилась. Может быть открытой модели дополнительного образования должна соответствовать открытая модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Цель работы.

Получить некоторое целостное видение проблемы повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Понять на каком этапе находится процесс создания открытой модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования сейчас, что уже есть (и главное, что есть эффективного) и чего еще не достает.

Объект работы.

Процесс повышения квалификации работников дополнительного образования.

Предмет работы.

Методы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, их организационно-стратегические и содержательно-стратегические линии.

Гипотеза.

Приступая к работе я исходила из того, что для создания открытой модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования имеются определенные наработки и предпосылки, которые требует анализа.

Задачи.

Описать проблему создания открытой модели повышения квалификации педагогов ДО

Анализ случаев проведения краевых курсов по повышению квалификации, их форм и содержаний, с выявлением положительных и отрицательных эффектов, которые сопровождают подобные курсы

Провести сравнительный анализ Красноярских курсов по повышению квалификации педагогов ДО с подобными курсами других регионов (в частности с курсами повышении квалификации Северного округа г. Москвы).

Методы.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме дипломной работы; наблюдение за ходом процесса повышения квалификации и опрос участников данного процесса; анализ описанных случаев; сравнительный анализ (наблюдаемых мной курсов и проектов другого региона).

Практическая часть моей работы заключается в посещении различных курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного образования. При этом в качестве способов повышения квалификации я также рассматриваю посещение различных педагогических и психологических конференций, чему будет посвящен отдельный параграф моей дипломной работы.

Основные этапы выполнения дипломной работы.

Изучение психолого-педагогической литературы, накопление теоретического материала;

Посещение и наблюдение ряда курсов повышения квалификации, а также различных психолого-педагогических конференций, опрос участников.

Аналитическая работа с накопленным теоретическим и эмпирическим материалом, его систематизация и обобщение.

Научная новизна и теоретическая значимость

Новизна данной работы состоит в том, что в ней повышение квалификации работников ДО ставится как проблема и выделяются имеющиеся наработки данного процесса, которые требуют дальнейшей доработки.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществлена систематизация материала, имеющегося по данной проблеме; также имеется описание ряда примеров курсов по повышению квалификации, произведен их анализ.

Практическая значимость.

Практическая значимость состоит в том, что в ходе анализа были выделены слабые стороны существующих курсов по повышению квалификации педагогов, а также методы позволяющие добиться наибольшей эффективности, что в свою очередь может быть использовано в процессе подготовки методик по проведению соответствующих курсов в дальнейшем.

Апробация.

Основные теоретические положения и результаты аналитической работы (на базе посещения ряда курсов по повышению квалификации) докладывались на Краевой конференции студентов и молодых ученых "Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии" (апрель 2005г.). Тезисы доклада находятся в печати.

Структура дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Новое в образовании:

Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. Социально-психологическое обеспечение воспитательной дея ...

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru