Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества экологического образования дошкольников и связана с социальным заказом современного общества. В 90-е годы XX века появился ряд дополнительных, авторских экологических программ: программа экологического образования дошкольников старшей и подготовительной к школе групп «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжовой), программа и технология экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаевой, программа «Вiховання екологiчной культури дошкiльникiв» Плохий З.П., Программа Лисенко Н.В. «Екологiчне виховання дошкiльникiв», региональная программа «Крымский веночек», «Экологическое воспитание дошкольников в Крыму.» Сакирдонова Т.И., Сединкин А.Н. Однако наличие широкого спектра комплексных, программ на современном этапе развития педагогической науки не обеспечивает педагогам возможность качественного решения проблем экологического образования детей дошкольного возраста.

За последние годы экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Качество образования сопряжено с грамотным управлением образовательными процессами. Анализ литературы позволил нам определить, что качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, оно всегда зависит от профессиональной компетентности руководителя и способности его проектировать систему управления. В связи с этим, управление качеством образовательного процесса должно обеспечивать целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на педагогический процесс в целом, так и на отдельную личность. Образовательные программы экологического дошкольного образования выделяют критерии, обозначающие те условия, которые необходимо создать в педагогическом процессе дошкольного учреждения для обеспечения тех или иных качеств в развитии ребенка. В связи с этим и управление должно быть ориентировано на содержание, методы, средства, среду, что приведет к качеству результата педагогического процесса.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы воспитателя по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.

2. Выявить критерии, показатели и охарактеризовать уровни экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

3. Экспериментально проверить систему работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - экологическое воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования — система работы воспитателя по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

В ходе исследования использовались различные научно-педагогические методы:

-теоретический анализ источников, с целью определения критериев и уровней экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста;

-опытно-экспериментальная работа с использованием методов педагогического наблюдения, с целью определения уровня экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, анкетирования, с целью определения места трудовой деятельности в жизни ребенка; методов математической статистики, с целью определения количественных и качественных показателей проводимого эксперимента.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДУЗ «Колокольчик» с. Колодезное, Красногвардейского района. В эксперименте участвовало 30 детей среднего дошкольного возраста, воспитатели и методист.

Новое в образовании:

Сущность понятия «экологическая культура»
Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается ...

Характеристика лагеря
Месторасположение лагеря Я проходила практику в летнем городском лагере в Сертоловской средней школы №1. Лагерь располагался в здании начальной школы и занимал первый этаж. Для детей было создано три игровые комнаты, в которых были бумага, краски, карандаши и настольные игры. Также у детей было все ...

Различные подходы к определению понятия функции
Обоснование функциональной линии как ведущей для школьного курса математики — одно из крупнейших достижений современной методики. Однако реализация этого положения может быть проведена многими различными путями; многообразие путей вызвано фундаментальностью самого понятия функции. Для того чтобы со ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru