Профессиограмма и психограмма преподавателя ВУЗа

Педагогика и воспитание » Профессиограмма и психограмма преподавателя ВУЗа

Профессиограмма (отлат. Professio-специальность, Gramma-запись) -описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

Требования к должностным обязанностям работника;

Требования к рабочему месту;

Возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

Варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной организации.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме:

профессия→

профессионально значимые требования к работнику→

профессионально важные качества→

профессионально важные психофизиологические свойства (ПФС) →

методы исследования→

ранжирование уровня развитости ПФС→

нормы оценки ПВК→

психограмма→

профессиональный отбор и адаптация работника→

прогнозирование его профессионального маршрута→

виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) .

Методологические принципы разработки профессиограмм:

Методика разработки профессиограммы включает несколько ключевых принципов:

а) Системность-в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре организации, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) Целостность-оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) Практичность-результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования;

г) Научность и современность-методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) Эффективность-в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом организации в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма-описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, -в этом основная сложность.

Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы организации, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных организаций, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи организации во взаимодействии с руководителями подразделений.

Новое в образовании:

Способы формирования мировоззрения
Способы формирования мировоззрения подростков могут относиться как к обучению, так и к воспитанию. Формирование мировоззрение в процессе обучения В ходе обучения происходит формирование научного мировоззрения, чему способствует изучение предметов естественнонаучного цикла: физики, биологии, географ ...

Общее педставление о видах и методах педагогических исследований
Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гип ...

Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru