Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Страница 1

Сегодня перед всеми российскими вузами на первый план выступает актуальная задача перехода от действующих основных образовательных программ (ООП), реализующих ГОС ВПО второго поколения, к новому поколению ООП, реализующих ФГОС ВПО.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника.

ООП разрабатывается на основе ФГОС ВПО с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза. ФГОС ВПО включает в себя требования к:

- структуре ООП, в том числе требованиям к соотношению частей ООП и их объему, а также соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения ООП.

ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы соответствующих практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В числе центральных задач в области проектирования компетентностно-ориентированных вузовских ООП находится обеспечение системной «увязки» требований к результатам ее освоения и содержания образования, обеспечивающего достижение этих требований.

Сокращенная образовательная программа – образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная с учетом предшествующего уровня профессионального (среднего профессионального или высшего) образования обучающегося (сокращение срока освоения программы производится или за счет переаттестации дисциплин (или их частей), изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или перезачете дисциплин, изученных в высшем учебном заведении);

Ускоренная образовательная программа – образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способных освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.

Выделяются следующие подходы к проектированию ООП ВПО (И.В. Осипова, О.В. Тарасюк).

1. Системно-деятельностный подход предполагает, что в основе проектирования требований к выпускникам вузов должна лежать тесная взаимосвязь со сферой труда. Данный подход задает логику проектирования квалификационных требований к выпускникам, которая основана на: а) проведении анализа соответствующей сферы профессиональной деятельности выпускника; б) установлении соответствующих квалификационных характеристик и профессионально-важных качеств; в) отборе содержания образования, обеспечивающего формирование квалификационных характеристик. Данный подход предтеча компетентностного подхода, разработан и освоен отечественной высшей школой и ее учебно-методическими объединениями уже с конца 80-х годов прошлого века.

2. Компетентностный подход – подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Особенность нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее ООП ВПО, ООП) состоит в реализации идей компетентностного подхода, которому присущ перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Диагностика уровня развития теоретического мышления младших школьников
Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина – Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности, в процессе курирования и экспертизы учебного процесса возникает необходимость в провер ...

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...

Результаты мероприятий, проводимых в школе № 75 по здоровьесбережению школьников
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного усп ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru