Оценка состояния моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности производится в баллах. Оценка психомоторного развития производится по каждой графе. Определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается балл, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.
Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы.
Сводная таблица баллов № 1
Месяцы |
Сумма баллов |
Месяцы |
Сумма баллов |
1 |
5-15 |
7 |
85-95 |
2 |
20 |
8 |
100-105 |
3 |
25 |
9 |
110-120 |
4 |
30-60 |
10 |
125-130 |
5 |
65-70 |
11 |
135-145 |
6 |
75-80 |
12 |
150-155 |
Сводная таблица баллов № 2
Месяцы |
Сумма баллов |
Месяцы |
Сумма баллов |
Месяцы |
Сумма баллов |
13 |
160-165 |
17 |
200 |
21 |
230-235 |
14 |
170-175 |
18 |
205 |
22 |
240 |
15 |
180-185 |
19 |
210-215 |
23 |
245 |
16 |
190-195 |
20 |
220-225 |
24 |
250-255 |
Параметры обследования
1. Моторика
2. Социальная адаптация
3. Слух и речь
4. Глаза и руки
5. Способность к игре
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования испытуемых в возрасте одного года жизни, и сравнивая их с условной нормой, можно будет отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.
Таким образом, можно выявить «группу риска» в зависимости от отставания определенных функций и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию данных функций, включить психолого-педагогическое сопровождение, сформировать систему абилитационных и реабилитационных мероприятий для детей с ДЦП. Необходимо также изучение условий воспитания младенца, его соматического состояния и т.д.
Для более глубокого изучения детей с ДЦП следует использовать методики: О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М.Л. Дунайкина (2001) и др.
Наиболее распространенной диагностической методикой, основанной на принципах системности и комплексного подхода, является методика О.В. Баженовой. На основании результатов, выполненных по методике О.В. Баженовой, можно провести качественно-количественную оценку шести параметров психического развития и сделать заключительный вывод о психомоторном развитии в целом. Данная методика очень подробна и требует не только серьезной клинико-психологической и нейропсихологической подготовки исследователя, но и достаточно большого количества времени для ее реализации.
Для изучения основных личностных особенностей больных церебральными параличами можно использовать детский вариант личностного опросника Кэттелла. С его помощью у обследуемых больных определяется степень выраженности ведущих черт и свойств личности. Необходимо отметить, что исследование с помощью теста Кэттелла проводится только у интеллектуально достаточно полноценных детей, которые достигли восьмилетнего или более старшего возраста и не имели грубых нарушений моторики хотя бы в одной из рук.
Новое в образовании:
Психогенная форма задержки психического развития
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Исследован ...
Структура информационно-образовательной среды
Анализ достоинств и недостатков, существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время инф ...
Формирование экологических знаний и культуры при использовании
экскурсии
Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучения как экскурсия при изучении естествознания. Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам "Осенние изменения в жизни растений и животных" и "Природа зимой". В контрольной ...