Методы и методики выявления исходного состояния психомоторного развития у детей с ДЦП для дальнейшей абилитации и реабилитации

Педагогика и воспитание » Теоретические основы изучения особенностей формирования и развития абилитационных и реабилитационных процессов у детей с детским церебральным параличом » Методы и методики выявления исходного состояния психомоторного развития у детей с ДЦП для дальнейшей абилитации и реабилитации

Страница 1

Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, накоплен феноменологический материал по нормальному и аномальному развитию (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова (1981), Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженова (1986)).

Существует группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев, так называемые «скрининг-методики» (А.М. Кузьмин и Л.В. Дайхина (1990), Е.В. Кожевникова с соавт. (1995), которые могут использоваться для диагностики ДЦП.

Для выявления возможностей психомоторного развития детей, страдающих детским церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) представили свои предложения по организации комплексного диагностического обследования детей с нарушениями в сфере формирования движений.

Т.В. Пелымская и Н.Д. Шматко (2001) предложили методику педагогического обследования слуха у детей первого года жизни, которое способствует раннему выявлению снижения слуха.

И.И. Ильчикова, М.Э. Вернадская и О.В. Парамей (2003) изложили особенности заболевания глаз у детей младенческого возраста, а также методы психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей.

Е.В. Козлова в работе, «Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни» (2003), выбрала для системной оценки основных показателей развития детей шкалу Гриффитс.

Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).

Зрительные ориентировочные реакции (Методика выявления зрительных и слуховых ориентировочных реакций Э.Л. Фрухт)

Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.

1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5-10 см) на расстоянии 40-50 см и перемещает ее на 20-30 см вправо и влево 2-3 раза.

2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь, то отдаляясь. Вызвав сосредоточение, остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка.

3) Взрослый вызывает сосредоточение на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону до 20 см, а затем оставляет предмет неподвижным на высоте 50-70 см от глаз ребенка.

4) Поочередно к ребенку подходят знакомые и незнакомые взрослые, говорят, улыбаются в течение 1,5-2 мин.

Реакция ребенка. В первом случае ребенок фиксирует предмет взглядом 5-10 сек. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождаются поворотами головы. Движения заторможены. Во втором случае ребенок фиксирует предмет взглядом 5-10 сек. В третьем случае ребенок смотрит на игрушку, следит за ней. В четвертом случае при общении со знакомым у ребенка возникает оживление, радость, а при виде незнакомого - настораживается, гаснет улыбка, может заплакать.

Шкала психомоторного развития по Гриффитс - это скрининговая методика обследования.

Шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Кешишян Е.С.), 1-й год

Месяц жизни

Моторика

балл

Социальная адаптация

балл

Слух и речь

балл

Глаза и руки

балл

Способность к игре

балл

1

Поднимает подбородок лежа на животе

1

Кратковременно фиксирует взгляд на предмете

1

Вздрагивает от звуков

1

Следит глазами за ярким источником света

1

Сжимает пальцы исследователя

1

Отталкивается ногами от рук исследователя

2

Успокаивается на руках

2

Успокаивается от обращенной к нему речи

2

Смотрит на кольцо или игрушку

2

Реагирует на родителей генерализованными движениями

2

Удерживает вертикально головку несколько секунд

3

Радуется купанию

3

Гулит больше, чем плачет

3

Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним

3

Руки тянет в рот

3

2

Поднимает головку, лежа на животе

4

Улыбается

4

Слушает колокольчик

4

Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении

4

Энергично двигает ручками

4

3

Энергично брыкается

5

Узнает мать

5

Гулит, произносит гласные звуки

5

Прослеживает за колоколь

чиком в вертикальном направлении

5

Реакция на родителей: тянет к ним головку

5

4

При купании активно отталкивается ножками

6

Гулит на обращение к нему

6

Ищет глазами источник звука

6

Переводит взгляд с объекта на объект

6

Удерживает палочку

6

Поднимает головку лежа на спине

7

Следит глазами за движением человека

7

Слушает музыку

7

Следит за колокольчиком по кругу

7

Играет со своими пальчиками

7

Перекатывается с боку на спину

8

Реагирует на взгляд улыбкой или гулением

8

Произносит два и более звука

8

Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке

8

Рассматривает коробку на столе

8

Выпрямляет спину в сидячем положении

9

Дружелюбен к незнакомым людям

9

Ищет источник звука, поворачивая голову

9

Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку

9

Сопротивляется при попытке отнять игрушку

9

Поднимает голову и грудь лежа на животе

10

Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо

10

Громко смеется

10

Взглядом исследует и рассматривает новый предмет

10

Сжимает кубик и удерживает его

10

Длительно удерживает головку в вертикальном положении

11

Радуется, резвится, когда с ним играют

11

Точно поворачивает головку в сторону звонка

11

Тянется к игрушке и захватывает ее

11

Бьет кубиком по другому

11

4

Поднимает головку и плечи в положении на спине

12

Перестает плакать, когда с ним разговаривают

12

Слушает мелодичные звуки

12

Тянет игрушку в рот

12

Отталкивает игрушку

12

5

Перекатывается с боку на бок

13

Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего

13

Гулит и прекращает плакать при звуках музыки

13

Хватает раскачивающуюся игрушку

13

Проявляет интерес к различным коробочкам

13

Играет с большим пальцем на йогах

14

Пытается помочь, когда его присаживают

14

Лепечет, обращаясь к человеку,

14

Пытается остановить раскачивающуюся игрушку

14

Берет кубик со стола

14

6

Появляется реакция ползания подгибает коленки

15

Держит ложку

15

Манипулирует колокольчиком

15

Обследует руками стол

15

Держит два кубика

15

Сидит со слабой поддержкой

16

Тянется, чтобы его взяли на руки

16

Произносит четыре и более различных звуков

16

Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает

16

Захватывает коробку

16

7

Переворачивается со спины на живот и назад

17

Пьет из чашки

17

«Отвечает», когда его зовут

17

Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку

17

Манипулирует кубиками,

17

Первое появление шаговых движений танцующее движение

18

Манипулирует чашкой и ложкой

18

Двусложный лепет

18

Следит за падающими предметами

18

Достает и берет предмет

18

Усиленно старается ползать

19

Реагирует на свое отражение в зеркале смотрит в него

19

Кричит, чтобы привлечь к себе внимание

19

Стучит одним предметом о другой

19

Перекладывает игрушку из рук в руки

19

8

Сидит сам короткое время

20

Различает знакомых и незнакомых

20

Прислушивается к разговору

20

Следит, когда рисуют на бумаге

20

Бросает один кубик, чтобы взять другой

20

Более четкая реакция перешагивания ставит одну ножку на другую

21

Быстро реагирует на изменение ситуации

21

Издает певучие звуки

21

Прочно удерживает раскачивающееся кольцо

21

Играет сразу двумя предметами

21

9

Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания)

22

Плачет, если убрать игрушку

22

Фразовый лепет четыре и более слогов

22

«Частичная» специализация выведение большого и указательного пальцев

22

Мнет бумагу

22

9

Может самостоятельно сидеть на полу

23

Пытается держать чашку когда пьет

23

Говорит «мама», «папа»

23

Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик)

23

Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку

23

Пытается ползать вперед и назад

24

Стаскивает шапку

24

Слушает тиканье часов

24

Раскачивает кольцо на веревке

24

Бьет кубиком о стол

24

10.

Стоит при поддержке

25

Реагирует на свое отражение в зеркале смеется, играет с ним

25

Качает головой, «да» или «нет»

25

Играет с подвешенными игрушками

25

Стучит двумя кубиками друг о друга

25

Хорошо сидит в стуле

26

Машет рукой, говоря «до свидания»

26

Говорит два слова

26

Осознанно бросает предметы

26

Поднимает крышку с коробки

26

11

Поднимается сам, держась за чтото

27

Проявляет свою любовь

27

Лепечет предложения

27

Полная специализация большого и остальных пальцев

27

Находит спрятанную игрушку

27

Может долго стоять, держась за чтото

28

Берет в рот, сосет свой палец на руке

28

Осознанно играет колокольчиком

28

Может указывать предмет пальцем

28

Пытается вынуть кубик из коробки

28

Полноценное ползание на «четвереньках»

29

Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту

29

Реагирует на музыку, пение

29

Интересуется заводными игрушками

29

Удерживает три кубика

29

12

Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа

30

Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне»)

30

Длительно лепечет, особенно когда один

30

Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать

30

Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку

30

Ходит за ручку

31

Хлопает в ладоши

31

Говорит три слова

31

Калякает на бумаге

31

31

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...

Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...

Исследование состояния связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием описательной речи
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полно­ценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способно­стей и других сторон психической деятельности. Особое внимание в формировании с ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru