Физиологические особенности подростков

В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Наиболее ясно очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подросткового возраста устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.

В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского, но резко увеличивается число и объем его общественных обязанностей.

Следует особо отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента начинают свое развитие.

Специфическая особенность подросткового возраста состоит в том, что, с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться.

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте – половое созревание, начало функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, тем не менее, мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизнь подростка.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Заметно изменяются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост вновь вступает в свои права, причем большое увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей. Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными. Сердце увеличивается в 2 раза, диаметр артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление. Рост мускульной силы продолжается, но несмотря на это, организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную другими переменами в нем, и в частности усиленной затратой энергии для роста. Все это отражается на функциональных состояниях подростка.

11-12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может проконтролировать и понять. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению к взрослому.

В 13-14 лет нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до внешнего, полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость.

С повышенной утомляемостью связано явление специфической “подростковой лени”. Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток всё время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться. На просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость.

Новое в образовании:

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

Характеристика основных функций процесса обучения
Дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую). Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и ...

Однородность различных членов предложения и средства связи при них
Однородность членов предложения - это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфологических условий, ни из семантических, хотя и зависит от них. П.А. Лекант указывает, что однородные члены предложения являются наиболее регулярной и активной разновидностью сочиненных комп ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru