Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 2

Второй этап — означивание, — связан с пониманием и осмыслением образов знаний, способов действия. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного. Исследования рефлексивных слоев сознания показали, что процессы превращения значений в смыслы и наоборот происходят именно через действие означивания и осмысливания, по отношению к которым функцию посредника несет «Я-концепция» человека. Означить смысл нравственных норм и процессов — это всегда осуществление концептуализации образа, включение его в свой деятельностный арсенал. Наделение значимостью осуществляется в соответствии с национальной, религиозной, культурной традициями исходя из потребностей, тем самым, явления, процессы становятс элементами культуры. Наделение или не наделение процессов и явлений значимостью происходит на базе внутренних предпочтений, на основе которых в мыслительной деятельности субъекта выделяются те «зоны», которые имеют для него личностный смысл, связанный с ориентацией на добро, благо, на отношение к другому как к себе самому, обеспечивающий приоритет блага другого и других. Однако следует подчеркнуть, что в этом сложном процессе всегда необходим «посредник», тот или иной тип медиатора, в качестве которого выступают миф, знак, слово, символ, учитель, т.е. значимый другой, который в процессе оценки может осуществить поддержку на основе соучастия.

Таким образом, система предпочтений зависит от социального опыта, интересов, мотивов, значимого «другого». Процесс означивания осуществляется в соответствии с общественно-историческими и общечеловеческими нормами, фиксированными в живых «образах культуры» — традициях, ритуалах, обычаях, нормах. Результатом наделения изучаемого предмета, процесса, явления значимостью являются рефлексивные ответы школьника самому себе на вопросы: Для чего? Во имя чего? Зачем? Во благо ли? Необходимым условием наделения значимостью является аппеляция к жизненному опыту школьника по его нравственному самосовершенствованию.

Третий этап — оценочный, — рассмотрение процессов и явлений в соответствии с принятыми в обществе оценками. Под оцениванием мы понимаем действия по получению оценок. Оценка выступает в единстве оценочного отношения и оценочного суждения. Оценивание основывается на оценочных умениях. Среди большой группы оценочных умений, ориентированных на становление духовных ценностей, выделяют эстетические и духовно-нравственные оценки.

Проявление этого рода оценок во многом результат всего исторического развития цивилизации, так как оценки произведений искусства, культуры, природы, поступков людей передаются другому поколению, входя в фонд культуры и определяя развитие цивилизации, нации. Если эстетические оценки фиксируются в оценочных критериях «прекрасно (красиво) - безобразно», «хуже — лучше», то нравственные оценки в сознании фиксируются в нормах, требованиях, императивах во имя добра, добродетельного участия, ограничивая человека в способах действия, выборе решения.

Нравственные нормы определяют рамки, границы (меру) возможного и допустимого поведения личности в обществе. Начальный этап? связанный с нравственным оцениванием? школьники заимствуют у родителей, учителей, близких людей. Вот почему классный руководитель в своей деятельности обращает внимание на нравственную оценку различных поступков школьников, поддерживая их. Воспитание нравственных норм всегда связано с наличием нравственных ценностей (как должно), с одной стороны, и устойчивых повторяющихся постоянных оценок, - с другой. Нравственные оценки, таким образом, являются регуляторами поведения личности, а присвоение в результате воспитания выступают в качестве нравственных ценностей для каждого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...

Планы-конспекты занятий по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
План-конспект занятия на тему «Передний ведущий мост автомобиля» Занятие 1. Дата проведения Тема занятия: Передний ведущий мост автомобиля Цели занятия: Обучающая: Дать понятие о переднем ведущем мосте автомобиля. Воспитательная: Воспитать трудолюбие и самостоятельность. Развивающая: Развитие позна ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru