Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 2

Второй этап — означивание, — связан с пониманием и осмыслением образов знаний, способов действия. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного. Исследования рефлексивных слоев сознания показали, что процессы превращения значений в смыслы и наоборот происходят именно через действие означивания и осмысливания, по отношению к которым функцию посредника несет «Я-концепция» человека. Означить смысл нравственных норм и процессов — это всегда осуществление концептуализации образа, включение его в свой деятельностный арсенал. Наделение значимостью осуществляется в соответствии с национальной, религиозной, культурной традициями исходя из потребностей, тем самым, явления, процессы становятс элементами культуры. Наделение или не наделение процессов и явлений значимостью происходит на базе внутренних предпочтений, на основе которых в мыслительной деятельности субъекта выделяются те «зоны», которые имеют для него личностный смысл, связанный с ориентацией на добро, благо, на отношение к другому как к себе самому, обеспечивающий приоритет блага другого и других. Однако следует подчеркнуть, что в этом сложном процессе всегда необходим «посредник», тот или иной тип медиатора, в качестве которого выступают миф, знак, слово, символ, учитель, т.е. значимый другой, который в процессе оценки может осуществить поддержку на основе соучастия.

Таким образом, система предпочтений зависит от социального опыта, интересов, мотивов, значимого «другого». Процесс означивания осуществляется в соответствии с общественно-историческими и общечеловеческими нормами, фиксированными в живых «образах культуры» — традициях, ритуалах, обычаях, нормах. Результатом наделения изучаемого предмета, процесса, явления значимостью являются рефлексивные ответы школьника самому себе на вопросы: Для чего? Во имя чего? Зачем? Во благо ли? Необходимым условием наделения значимостью является аппеляция к жизненному опыту школьника по его нравственному самосовершенствованию.

Третий этап — оценочный, — рассмотрение процессов и явлений в соответствии с принятыми в обществе оценками. Под оцениванием мы понимаем действия по получению оценок. Оценка выступает в единстве оценочного отношения и оценочного суждения. Оценивание основывается на оценочных умениях. Среди большой группы оценочных умений, ориентированных на становление духовных ценностей, выделяют эстетические и духовно-нравственные оценки.

Проявление этого рода оценок во многом результат всего исторического развития цивилизации, так как оценки произведений искусства, культуры, природы, поступков людей передаются другому поколению, входя в фонд культуры и определяя развитие цивилизации, нации. Если эстетические оценки фиксируются в оценочных критериях «прекрасно (красиво) - безобразно», «хуже — лучше», то нравственные оценки в сознании фиксируются в нормах, требованиях, императивах во имя добра, добродетельного участия, ограничивая человека в способах действия, выборе решения.

Нравственные нормы определяют рамки, границы (меру) возможного и допустимого поведения личности в обществе. Начальный этап? связанный с нравственным оцениванием? школьники заимствуют у родителей, учителей, близких людей. Вот почему классный руководитель в своей деятельности обращает внимание на нравственную оценку различных поступков школьников, поддерживая их. Воспитание нравственных норм всегда связано с наличием нравственных ценностей (как должно), с одной стороны, и устойчивых повторяющихся постоянных оценок, - с другой. Нравственные оценки, таким образом, являются регуляторами поведения личности, а присвоение в результате воспитания выступают в качестве нравственных ценностей для каждого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Профессиограмма и психограмма
Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов: Статус ВУЗа как научного и учебного центра, Готовность ВУЗа к саморазвитию, Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования, Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ, Владение пр ...

Обучение в интернате
Практика обучения этих детей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы. Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школ ...

Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированно ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru