Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 5

Воспитательная система как совокупный субъект имеет определенные черты. Опираясь на научные идеи Е. Н. Степанова, Л. Н. Новиковой, А.М. Сидоркина выделяем следующие черты: воспитательная система - система социально-педагогическая, открытая, целенаправленная, сложная и вероятностная, саморазвивающаяся, гуманистическая, ориентированная на развитие нравственных ценностей личности. Определено, что в своем развитии воспитательная система школы проходит следующие этапы: становления стабильного развития, кризисного развития (или этап завершающий), этап обновления и перестройки.

2. Анализ общих принципов построения воспитательной системы позволяет построить воспитательную систему школы, коллектива и группы, класса. Воспитательная система класса, представляет собой сложное полиструктурное социально-педагогическое и психологическое явление, состоящее из большого числа элементов, отличающихся упорядоченностью в своем развитии. Воспитательная система класса базируется на взаимосвязанных подходах: системном подходе; проблемно-целевом; деятельностном; культурологическом; личностно-ориентированном, которые должны учитываться классным руководителем.

Было определено, что концептуальная модель воспитательной системы класса, направленной на воспитание нравственных ценностей старшеклассников, содержит шесть компонентов: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный, рефлексивный.

Ценностно-целевой компонент включает в себя цели и задачи воспитания нравственных ценностей. Субъект-субъектный компонент в моделировании воспитательной системы включает сообщество классного руководителя, учащихся, родителей, значимых взрослых, которое по своему характеру является совокупным субъектом. Содержательный компонент системы включает программу развития у старшеклассников нравственных ценностей как добродетелей посредством тематических циклов занятий через внеклассную деятельность классного руководителя в процессе коммуникации. Результативный компонент позволяет, используя различные формы, методы и приемы педагогического воздействия, определить эффективность критериев и показателей изменения нравственных ценностей у старшеклассников.

Рефлексивный компонент показывает эффективность управления воспитательной системы, анализ и оценку результативности, в воспитании нравственных ценностей.

Выявлено, что положения концепции, ориентированной на воспитание классным руководителем нравственных ценностей старшеклассников, реализуются при соблюдении комплекса педагогических условий: взаимодействие классного руководителя с родителями, способствующее сотрудничеству школы и семьи в целенаправленном воспитании нравственных ценностей старшеклассников; педагогическая поддержка, обеспечивающая систему средств нравственного самоопределения, соучастия; создание воспитывающей среды класса, ориентирующей учащихся относиться к другому как к самому себе; создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями самих старшеклассников; этическая защита, помогающая в инициировании нравственной активности школьников, в осуществлении личностной рефлексии. Вышеназванные педагогические условия выполняют важную роль в воспитании нравственных ценностей старшеклассников, ориентированных на добро (во благо), гуманности, чуткости, совести, долга, честности, милосердия, толерантности, добра.

В ходе исследования было выявлено пять этапов в воспитании нравственных ценностей у старшеклассников. Этапы обусловлены положениями теории интериоризации (восприятия нравственных ценностей - означивание - оценивание - выбор - ценностное присвоение).

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новое в образовании:

Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...

Методы и методики выявления исходного состояния психомоторного развития у детей с ДЦП для дальнейшей абилитации и реабилитации
Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, ...

Методические рекомендации и план работы в повседневной жизни по оптимизации двигательной активности детей с задержкой психического развития
С целью оптимизации двигательной активности в детском саду, для детей с ЗПР необходимо создание специальных педагогических условий, предполагающих индивидуально-дифференцированный подход к формированию двигательных навыков и применение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, включающих ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru