С целью подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент в средней общеобразовательной школе г.Амурска. В эксперименте принимало участие 2 десятых класса по 26 учащихся в каждом. На основе 10 а класса проводился эксперимент, 10 б класс является контрольным. До начала эксперимента в классах была проведена контрольная работа для выяснения уровня подготовки учащихся. Контрольная работа включала в себя восемь вопросов по теме «Киевская Русь».
Результаты данной контрольной работы показали, что значительного различия в уровне знаний между классами нет. Так в 10 а классе пять учеников получили оценку «5», четверо - «4», трое - «3», два ученика - «2».
В 10 б оценку «5» получили 3 ученика, «4» - 6, «3» - 5, «2» - 2.
Анализируя полученные результаты, мы выявили, что особые затруднения вызывали вопросы, при ответе на которые необходимо было провести ряд логических рассуждений, а также вопросы, в которых был важен творческий, оригинальный подход.
Сравнивая результаты контрольной работы, можно сделать вывод, что уровень знаний у учащихся в контрольном и экспериментальном классах одинаков.
Изучив состояние проблемы активизации процесса обучения в психолого-педагогической литературе, состояние на практике и проведя контрольную работу нами были разработаны уроки с использованием игровых форм обучения, которые были проведены в экспериментальном классе.
По окончанию эксперимента была проведена повторная контрольная работа по аналогичной теме «Киевская Русь», которая также включала восемь вопросов.
Анализ результатов данной работы показал, что в 10 а классе (экспериментальном) уровень подготовки возрос (оценку отлично получили пять учащихся, хорошо - четыре, удовлетворительно - три. Неудовлетворительных оценок не было).
Вопросы, которые ранее вызывали и учащихся затруднения, вопросы на логическое рассуждение, перестали их вызывать, учащиеся с легкость выстраивали ряд логических рассуждений.
В 10 б классе (контрольном), улучшение не наблюдалось (оценку «5» получили трое учащихся, «4» - пять, «3» - шесть, «2» - двое). Вопросы на логическое рассуждение продолжили вызывать затруднения.
Т.О. анализ и сравнение результатов второй контрольной работы показал, что в экспериментальном классе значительно повысились результаты по вопросам, носящим исследовательский характер, ответы были полные и развернутые.
Результаты эксперимента дают нам возможность предполагать, что применение дидактических игр на уроках истории имеет значение в активизации познавательной деятельности. А также, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная нами система уроков способствовала развитию активизации познавательной деятельности.
Рассмотрев проблему активизации познавательной деятельности посредством игры, мы пришли к выводу, что данная проблема является весьма актуальной, сложной и многогранной.
В результате проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтвердилось наше предположение о том, что процесс обучения истории, а в нашем случае активизация познавательной деятельности учащихся зависит от того, насколько систематически и методически правильно используются обучающие игровые технологии, поскольку их применение способствует интеллектуальной активности учащихся.
Тщательно обдуманный подход к выбору и подготовке игр с учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей восприятия и поведения учащихся позволяет повысить эффективность игры как таковой, что в свою очередь, несомненно, способствует повышению мотивации и интереса к изучению истории, а так же активизации познавательной деятельности.
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что современная отечественная практика редко включает в учебный и в не учебный процесс, не готовит учительство к профессиональному осмыслению игры. Слабо используют богатейший потенциал игры в целях создания условий духовного комфорта жизни детей.
Это показало проведенное нами анкетирование.
В процессе нашей опытно-экспериментальной работы подтвердилось важность педагогического условия, основанного на принципе систематического и методически правильного применения игровых технологий на уроках истории.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что формирующий эксперимент, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся, при систематическом и методически правильном использовании развивающих игр на уроках истории, подтвердил гипотезу нашего исследования.
Новое в образовании:
Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего
дошкольного возраста
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина Матрешки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольн ...
Реализация условий преодоления конфликтов у детей
старшего дошкольного возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по устранению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для этого мы провели серию занятий сказкотерапии, направленных на устране ...
Современные
технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте
Выбор технологий развития количественных и числовых представлений зависит от выделения ведущего в этом процессе действия (способа познания), определяющего успешность. Такой детской деятельностью является сосчитывание (счет) как основа развития у детей представлений о числе. При выборе и разработке ...