Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования

Педагогика и воспитание » Особенности развития личности педагога дополнительного образования » Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования

Страница 1

Проблема оптимизации педагогической деятельности в любых образовательных учреждениях традиционно актуальна. Один из путей ее решения заключается в усилении профессионально значимых качеств личности педагогов (Зимняя И.А., Лифинцева Н.И., Маркова А.К., Митина Л.М., Сластенин В.А.).

Центры психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) являются образовательными учреждениями нового типа. В их задачи входит организация психолого-педагогического сопровождения обучения детей с разнообразными трудностями развития (имеющих помехи для появления основных психологических новообразований на пути становления личности и высокий риск последующих нарушений социализации). Многие из этих детей являются сиротами или подвергаются влиянию других депривационных условий. Депривация вызывает и усугубляет трудности развития. Их компенсация у любого, но в первую очередь у депривированного ребенка, требует создания соответствующей развивающей и коррекционной психолого-педагогической среды, глубокого понимания психологических особенностей детей (Дубровина И.В., Мухина B.C., Шипицына Л.М., Ярославцева И.В.).

Реальность такова, что специальную подготовку к работе с таким контингентом детей имеет ограниченное число педагогов, психологов и других специалистов. Практика показывает, что полноценно функционирующий специалист ЦПМСС должен иметь как хороший уровень содержательной подготовки, так и определенные особенности личности - профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК). Они необходимы для взаимодействия (делового общения) не только с ребенком, имеющим трудности развития, но и с коллегами, выполняющими разные функциональные обязанности. В реализации сопровождения принимают участие педагоги: учителя, воспитатели, логопеды, социальные педагоги а также психологи и врачи. Они должны работать как целостная команда. ПЗЛК, способствующие такому взаимодействию в системе образования, еще не изучены.

В настоящее время отсутствуют систематизированные сведения о ПЗЛК работников ЦПМСС и направлениях их формирования. Проблема ПЗЛК и профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы многократно являлась предметом научного обсуждения (Аминов Н.А., Ба-банский Ю.К., Бачков И.В., Вершловский С.Г., Исмагилова А.Г., Кан-Калик В.А., Маркова А.К., Митина Л.М., Реан А.А., Сластенин В.А. и др.). Но педагог-специалист ЦПМСС имеет как сходство с учителем-профессионалом, так и качественные отличия, обусловленные особенностями детей и условиями деятельности (необходимость взаимодействия в организации учебного коррекционно-развивающего процесса). Поэтому необходимо установить, какие ПЗЛК являются наиболее значимыми для эффективной работы такого специалиста и выявить возможности их специального формирования.

Профессионально значимые качества личности (ПЗЛК) определяются как набор качеств, необходимых для достижения профессионализма в определенном виде деятельности.

Педагогом в широком смысле этого слова является тот человек, который постоянно занимается с ребенком и оказывает отрефлексированное целенаправленное положительное воздействие на становление его личности. В условиях детских учреждений закрытого типа, ПМСС-центров ребенок взаимодействует не только с учителем, но и с воспитателем, психологом, логопедом. Все специалисты должны способствовать реализации генеральных педагогических целей и задач: не только обучения ребенка, но и его социализации, превращения в субъекта саморазвития.

Нам не встретилось исследований, посвященных изучению ПЗЛК специалистов ЦПМСС, скорее всего по той причине, что они возникли сравнительно недавно и проблемы, связанные с педагогической деятельностью в них еще не в полной мере отрефлексированы. В то же время мы полагаем, что правомерно экстраполировать то психологическое знание, которое накоплено в отношении ПЗЛК учителя, на построение модели этих качеств и у рассматриваемой нами категории педагогов-специалистов, хотя в некоторых аспектах оно будет иметь свою специфику.

Мы основываемся на положении о том, что недостатки ПЗЛК являются потенциально преодолимыми, формируемыми в деятельности. Для достижения этой цели необходима их иерархизация, субъективная рефлексия наличия и выраженности как со стороны руководителя педагогического коллектива, так и самих участников педагогического процесса.

Профессиональное развитие человека не мыслится без личностного, и, наоборот, личностное - без профессионального. Этот процесс, в конечном счете, является процессом выработки оптимальной стратегии профессиональной жизнедеятельности.

Различные аспекты профессиональной самореализации и профессионального развития личности, в том числе педагога, широко представлены в литературе (Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Митина Л.М., Реан А.А. и др). Анализируются различные аспекты эффективности профессиональной деятельности педагога. Один из них — готовность к педагогической деятельности. Она рассматривается как активно-деятельное состояние, совокупность индивидуальных приемов достижения и поддержания оптимума этого состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков
Возрастные психологи выделяют в онтогенезе человека от рождения до смерти три большие эпохи, каждая из которых состоит из нескольких периодов. Эти периоды принято называть психологическими возрастами. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Он начинается после младшего школьного возр ...

Общие правила организации групповой работы на уроке
Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения? Эти условия описаны в работах эстонского ученого Х.И. Лийметса «Групповая работа на уроке», И.М. Чередова «Система форм организации обучения в общеобразоват ...

Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе
Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. 1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru