Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности

Педагогика и воспитание » Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития » Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности

Страница 1

Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства.

Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуально. Отдельные занятия и упражнения могут вплетаться в занятия по рисованию и проводится в свободное время как игра. Цель всех занятий – развитие у детей творческого воображения. В проведении занятий можно использовать следующие приемы:

1. Мысленное выделение отдельных свойств предметов и явлений. Этот процесс представляет преимущественно аналитическую операцию в форме мысленного отвлечения, как бы отщепления свойств от целого, что позволяет более тщательно изучить это свойство.

2. Акцентирование определённых свойств. При посредстве этого способа работы воображения создаются некоторые характеры в художественной литературе, когда одно из свойств показано в такой яркой форме, что оно становится определяющим по отношению ко всему характеру.

3. Гиперболизация проявления в исключительном преувеличении тех или иных свойств предметов, явлений, черт характера, что позволяет создать образы крупного плана и впечатляющего действия.

4. Преуменьшение различных свойств образов или целостных образов и картин, психологических качеств.

5. Сочетание в создании одного образа способов гиперболизации и преуменьшения, причём одно из свойств представлено в преувеличенном виде, другое в преуменьшенном виде в соответствии с творческим замыслом.

6. Уподобление одних явлений другим с целью их сопоставления, указания на сходство и различие. Образная форма уподобления, например, метафоризация ещё более оттеняет характер уподобления.

7. Превращение образов, например, в волшебной сказке. (Своеобразные формы превращения являются также одним из психологических механизмов деятельности воображения во время сновидения).

8. Агглютинация – сочетание в целостный образ свойств, принадлежащих различным предметам или живым существом. Одним из примеров действия этого механизма является создания образов дракона, русалки, сфинкса, крылатого быка (пегаса).

9. Комбинирование элементов, принадлежащим разным системам, что приводит к созданию целостного образа и новой структуры составляющих ее компонентов.

10. Создание синтетического образа путем целостного объединения различных свойств в их закономерном сочетании. Данный способ создания новых образов применяет, в частности, в художественном изображении типических характеров, в единстве в них общего и индивидуального. В плане характеристики познавательного процесса типизация представляет собой результат сложной аналитико-синтетической деятельности.

11 Создание конкретных образов с иносказательным обобщением значением (аллегорий) и символических образов в их идейном значении.

12. Реконструкция целостного предмета или явлениях по сохранившимся его элементам, в основе чего лежат операции синтетического характера.

13. Создание образов желаемого, возможного и необходимого будущего, что человек стремится осуществить. Эти образы мыслятся как в виде обобщенных целостных картин, так их в персонифицированной форме (образы – мечты, образы – идеалы).

14. Схематизация, при посредстве которой выявляются конструктивные элементы объектов.

15. Структурирование с целью выявления внутреннего строения, пространственной конфигурации и функций изучаемых объектов.

16. Создание образов, в которых свойства объектов воспроизводятся в их предельном выражении с целью познания (модели – идеализации).

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможностей для каждого ребенка пережить опыт своей успешности. Такая задача требует от учителя особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывается разные виды помощи: одобрение учителя, дополнительные разъяснения, совместная работа со взрослым. В любом случае учитель строит обобщения таким образом, чтобы при возможности каждый ребенок мог порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут делиться своими достижениями друг с другом, помогать друг другу, выполнять задания в группах.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространённость нарушения речи. У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Наиболее распространённым является нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислекси ...

Стили декупажа
Среди стилей декупажа на сегодняшний день лидерские позиции занимает кантри в представительстве французского прованса, шебби-шик, викторианский стиль (консерватизм, классика, красное дерево, состаренная роскошь, аристократические узоры тканей, благородные цвета), милитари (хаки, строгие формы, мета ...

Результаты опроса по проектированию инновационных процессов в системе ВПО
В данном параграфе мы представляем результаты педагогического эксперимента, в котором проводился мониторинг проектирования в образовательном процессе вузов России инновационных процессов. Анкета № 1 для преподавателей по организации образовательного процесса в вузе приведена в приложении 1. Опрашив ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru