Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства.
Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуально. Отдельные занятия и упражнения могут вплетаться в занятия по рисованию и проводится в свободное время как игра. Цель всех занятий – развитие у детей творческого воображения. В проведении занятий можно использовать следующие приемы:
1. Мысленное выделение отдельных свойств предметов и явлений. Этот процесс представляет преимущественно аналитическую операцию в форме мысленного отвлечения, как бы отщепления свойств от целого, что позволяет более тщательно изучить это свойство.
2. Акцентирование определённых свойств. При посредстве этого способа работы воображения создаются некоторые характеры в художественной литературе, когда одно из свойств показано в такой яркой форме, что оно становится определяющим по отношению ко всему характеру.
3. Гиперболизация проявления в исключительном преувеличении тех или иных свойств предметов, явлений, черт характера, что позволяет создать образы крупного плана и впечатляющего действия.
4. Преуменьшение различных свойств образов или целостных образов и картин, психологических качеств.
5. Сочетание в создании одного образа способов гиперболизации и преуменьшения, причём одно из свойств представлено в преувеличенном виде, другое в преуменьшенном виде в соответствии с творческим замыслом.
6. Уподобление одних явлений другим с целью их сопоставления, указания на сходство и различие. Образная форма уподобления, например, метафоризация ещё более оттеняет характер уподобления.
7. Превращение образов, например, в волшебной сказке. (Своеобразные формы превращения являются также одним из психологических механизмов деятельности воображения во время сновидения).
8. Агглютинация – сочетание в целостный образ свойств, принадлежащих различным предметам или живым существом. Одним из примеров действия этого механизма является создания образов дракона, русалки, сфинкса, крылатого быка (пегаса).
9. Комбинирование элементов, принадлежащим разным системам, что приводит к созданию целостного образа и новой структуры составляющих ее компонентов.
10. Создание синтетического образа путем целостного объединения различных свойств в их закономерном сочетании. Данный способ создания новых образов применяет, в частности, в художественном изображении типических характеров, в единстве в них общего и индивидуального. В плане характеристики познавательного процесса типизация представляет собой результат сложной аналитико-синтетической деятельности.
11 Создание конкретных образов с иносказательным обобщением значением (аллегорий) и символических образов в их идейном значении.
12. Реконструкция целостного предмета или явлениях по сохранившимся его элементам, в основе чего лежат операции синтетического характера.
13. Создание образов желаемого, возможного и необходимого будущего, что человек стремится осуществить. Эти образы мыслятся как в виде обобщенных целостных картин, так их в персонифицированной форме (образы – мечты, образы – идеалы).
14. Схематизация, при посредстве которой выявляются конструктивные элементы объектов.
15. Структурирование с целью выявления внутреннего строения, пространственной конфигурации и функций изучаемых объектов.
16. Создание образов, в которых свойства объектов воспроизводятся в их предельном выражении с целью познания (модели – идеализации).
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможностей для каждого ребенка пережить опыт своей успешности. Такая задача требует от учителя особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывается разные виды помощи: одобрение учителя, дополнительные разъяснения, совместная работа со взрослым. В любом случае учитель строит обобщения таким образом, чтобы при возможности каждый ребенок мог порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут делиться своими достижениями друг с другом, помогать друг другу, выполнять задания в группах.
Новое в образовании:
Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку
психического развития
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность дви ...
Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...
Игровая деятельность ребенка
В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой, развивающей физические и психические возможности и в то же время предохраняющей от преждевременной встречи с жестокой реальностью. Дети играют так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Ребенок едет на деревянном ...