Эволюционные представления в науке

Страница 2

В книге Н.Ф. Реймера (1990) под эволюцией понимается:

Последовательное непрерывное изменение в пределах данного качества – форма движения, постепенно приводящая к смене низшего высшим.

Необратимое и в известной степени естественное историческое развитие живой природы.

На 12 школе по математическому моделированию сложных биологических систем (Ростов-Великий, 1994) прозвучало: «эволюция – это процесс фиксации воспроизводящихся изменений».

Трактовка термина «эволюция», методология ее исследования непосредственно связаны с тем, какие объекты выбраны для ее изменения.

Почему перелетные птицы летят на юг осенью? Физиолог мог бы ответить на этот вопрос так: сокращение длины светового дня стимулирует возникновение гормональных сдвигов, которые и изменяют поведение птиц. Эволюционист же, скорее всего, объяснит данное явление преимуществами снижения смертности в зимнее время, которые привели к тому, что птицы, улетающие дальше на юг, жили дольше и, следовательно, оставляли больше потомства, чем их немигрирующие родственники. Действуя в течение длительного времени, естественный отбор привел к возникновению сложных систем миграционного поведения.

Различие данных ответов – это различие во взглядах исследователей, мыслящих в разных масштабах времени: в «экологическом» (сегодняшнего дня), или в «эволюционном» (геологического времени). Майр (1961) назвал эти два подхода в биологии подходами «Как?» и «Почему?». Их именуют также функциональными эволюционными объяснениями, еще – системными и историческими.

Эти два взгляда на биологические явления не исключают друг друга. Экологические проблемы часто бывает выгодно рассмотреть в эволюционном аспекте, точно также эволюционные проблемы оказывается полезным проанализировать с точки зрения экологии.

На разных этапах развития науки и общественной мысли преобладающим становился то один, то другой подход, в зависимости от того, какой из них позволял получать более интересные результаты. Во времена господства системного подхода, в центре внимания которого многообразные механизмы, обеспечивающие устойчивость объектов окружающей среды, эволюционная проблематика отходят на второй план. Но исторический подход неизменно брал реванш, каждый раз, воскресая и обогащаясь научными идеями и достижениями предыдущей эпохи.

Вторая половина 20 века – период господства системного подхода. Динамика живой природы не слишком интересовала исследователей. В результате теория биологической эволюции и история жизни на Земле ушли из первого эшелона научных исследований, уступив место молекулярной биологии и экологии.

Похоже, однако, что ситуация постепенно меняется. Успешно развивается синергетика – раздел физики, изучающий процессы самоорганизации и эволюции. Подходы ее перекочевывают в биологию, геологию, историю, стимулируя там новые исследования и идеи. Вселенная, воспринимаемая наукой, становится вихреобразной и меняющейся.

Человечество в настоящее время озабочено грандиозными изменениями, происходящими в биосфере под влиянием антропогенных факторов. За короткий срок из-за недостаточного знания закономерностей эволюции биосферы, неразумного вмешательства человека в развитие природных систем произошли тяжелые последствия – нарушение природного равновесия в раде районов планеты. Подобные последствия будут еще более опасными в будущем при отсутствии научно обоснованных рекомендаций и организации отношения человека с биосферой. Научная разработка таких рекомендаций невозможна без изучения особенностей эволюции биосферы в прошлом и без знания законов развития отдельных видов и целых сообществ в настоящем и будущем.

Мысль о том, что человеческая деятельность становится существенным фактором органической эволюции, неоднократно высказывалась еще в 19 веке К. Рулье и Ч. Дарвином.

Создание теории, учитывающей определяемое антропогенным фактором качественное своеобразие нового периода в развитии органического мира – задача первостепенной важности, стоящая перед современной эволюционной теорией.

В настоящее время на Земле уже нет эволюции биосферы в ее первозданном виде. Вероятности эволюционных изменений определяются не столько имманентными потребностями развития видов, сколько потребностями человека.

При дальнейшем анализе роли антропогенного фактора в процессе эволюции представляется целесообразным различать: 1. Эволюцию под воздействием человеческой деятельности, имеющую стихийный характер, и 2.Эволюцию, сознательно управляемую человеком.

В настоящее время все еще доминирует первая форма. Поэтому все больше осознается необходимость предвидения результатов эволюционных процессов. Наряду с этой проблемой отмечается определенная тенденция к чрезмерным надеждам на возможность управления эволюцией всей биосферы. Эта возможность часто выдается за единственный путь решения противоречия между человеческой деятельностью и закономерностями развития природы. Но мы пока не располагаем достаточной информацией о закономерностях структуры и динамики эволюционирующих систем, чтобы удовлетворительно прогнозировать возможные эволюционные сдвиги, вызванные антропогенным фактором (не говоря об управлении эволюцией всех систем).

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Система работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
На основе данных констатирующего этапа эксперимента мы определили, что формирующую работу по экологическому воспитанию детей среднего возраста через трудовую деятельность мы будем проводить с детьми группы № 2 - экспериментальной. Для этого мы определили направления работы с детьми: - приобщение де ...

Результаты мероприятий, проводимых в школе № 75 по здоровьесбережению школьников
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного усп ...

Логическая линия в школьных образовательных программах
Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание математики, истории литературы, развивающее специфические стороны мышления. Так, например, изучение литературы учащиеся начинают с понятий "художественный образ", "литературный тип", ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru