В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародились еще в Древнем мире. На Древнем Востоке складывались свои специфические представления о красоте, музыке, воспитании. В этот период эстетические идеи были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания. В эстетических теориях Древнего Китая музыке придавалось нравственное значение (Конфуций). В Древней Индии источником эстетических переживаний считали поэзию, музыку, танец. Особое место в художественно-эстетическом воспитании отводилось обучению игре на музыкальных инструментах, пению и танцам. Эстетические идеи Древнего мира были неотделимы от жизни людей. Для обучения музыке, пению, танцам появились первые учебные заведения.
В период античности эстетическое воспитание становится частью воспитания и образования человека. Цель воспитания в этот период определяется как формирование гармонически развитого человека. (Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ). Аристотель считал, что искусство обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовлетворение. В Древней Греции получили развитие такие виды искусства, как драма, архитектура, живопись, что способствовало духовному развитию общества.
В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступило место идее практической полезности. Исходя из этой цели, на первый план вышло ораторское искусство. В древнеримских философских учениях разрабатывались идеи эстетического воспитания, в которых важное место отводилось природным способностям детей, развитию у них чувства художественного слова, выразительности речи, речевого ритма (Квинтилиан, Плутарх, Цицерон). Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания и действительности, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали «теорию эстетического воспитания».
Средневековая эстетическая мысль развивалась в новых исторических условиях. Особенностью развития искусства было подчинение его религии. Подчеркивалось божественное происхождение искусства (Август, V в.), развивалась идея о том, что искусство есть подражание, средство познания, развития эстетического чувства (Фома Аквинский, XIII в.). В Средневековье проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, основным средством определялась музыка. В эпоху Возрождения, когда произошел огромный переворот в общественной жизни, формировались гуманистические взгляды, центральное место в искусстве заняла живопись, развивалась литература, архитектура, театр, музыка. Свое развитие получили следующие теории: всестороннего развития (В. де Фельтре), воспитательного воздействия искусства (М. Падуанский), воспитания и обучения художников (Альберти, Леонардо да Винчи). Овладение искусством стало в этот период составной частью образования человека.
В XVII-XVIII вв. эстетика развивалась в эпоху преобразования общества. Эстетическое воспитание еще не отделилось от утилитарного, практического обучения. Это уже не обучение художника, а чаще всего - делового человека, что нашло отражение в педагогике того времени. Дж.Локк считал, что деловому человеку эстетическое воспитание нужно, но с практической точки зрения его необходимо ограничивать профессиональной потребностью. Представители Просвещения (Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Баумгарген и др.) считали, что каждый человек может заниматься каким-нибудь видом искусства, подчеркивая роль эстетического воспитания в служении национальному благу. Рассматривая вопросы эстетического воспитания, И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включать в него пение, рисование, художественные образы великих людей, а также развитие детского творчества. Так эстетическое воспитание и образование в XVII-XVIII вв. становится составной частью развития личности.
Новое в образовании:
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространённость нарушения речи. У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Наиболее распространённым является нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислекси ...
Особенности педагогического общения
Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания. Наиболее распространенным и разработанным яв ...
Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...