Приведенные игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству, в котором решаются общие задачи. Работая в парах, где двое ребят создают свое произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных, необходимо объединиться, договариваться и согласовывать свои усилия. Такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера.
За время формирующего эксперимента проведены дидактические игры для формирования у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки» (приложение).
Эти игры направлены на формирование:
· Коммуникативных способностей и качеств.
· Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
· Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
· Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
· Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
· Умение взаимодействовать и сотрудничать.
Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга.
В группе совместно с детьми были разработаны и обязательны для выполнения:
Правила детского общежития
1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
3. Не дерись без обиды.
4. Не обижайся без дела.
5. Сам ни к кому не приставай.
6. Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.
7. Играй честно.
8. Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
9. Не ябедничай за спиной товарища.
10. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь чистюлей, дети не любят и чистюль.
11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
12. И не выставляйся, ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты - мой любимый.
Проведен комплекс занятий по эмоционально-нравственному воспитанию: «Страна волшебных слов», «Друг в беде не бросит…», с успехом прошел КВН "О дружбе и рыцарстве", беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой» (Приложение).
Регулярно проводился хозяйственно-бытовой труд (мытье игрушек, комнатных цветов, стирка одежды для кукол), ручной труд (ремонт книг) и труд в природе (уборка листьев, снега). Трудились дети малыми подгруппами. В эти подгруппы старались включать детей из группы «изолированных» и «непринятых». Перед работой распределялись обязанности. Вначале «непопулярным» детям предлагали второстепенную работу, а затем назначали ответственными за определенные участки.
Такая же работа проводилась и в сюжетно-ролевых играх. Сашу К. , Мишу Б., Никита Ю., Тимура Э., Дениса С. объединяли в группы, предлагали интересные разнообразные сюжеты. Часто использовали поощрения, стараясь поддержать авторитет мальчиков.
Т.о. на формирующем этапе с детьми экспериментальной группы был проведен ряд мероприятий по воспитанию положительных взаимоотношений.
Новое в образовании:
Компетентностный подход к образованию
В настоящее время в образовании компетентностный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «ключевые компетентности» выступает в качестве ц ...
Развитие взаимодействия дошкольников со сверстниками в условиях
образовательного процесса
Дошкольники в условиях дошкольного учреждения взаимодействуют в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего до ...
Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...