Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте

Педагогика и воспитание » Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении » Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте

Страница 2

Вслед за рече-слухо-двигательным образом ряда чисел у детей 3—4-летнего возраста успешно формируется слуховой образ натурального ряда чисел. Он, как правило, «пространственный». Слова-числительные выстраиваются в ряд и называются по порядку, но происходит это постепенно. Вначале упорядочивается лишь некоторое множество числительных, после него числительные называются хотя и с промежутками, но всегда в возрастающем порядке: 1,2,3,4,5,6,8,10,12,15,16 ит. д. Усвоив числительные первого десятка, дети легко переходят ко второму десятку, а дальше считают так: «Двадцать десять, двадцать одиннадцать» и т. д. Но стоит ребенка поправить и назвать после двадцати девяти число тридцать, как стереотип восстанавливается и ребенок продолжает: «Тридцать один, тридцать два, , тридцать девять, тридцать десять» и т. д. Некоторые дети начинают при этом понимать, что после двадцати девяти, тридцати девяти, сорока девяти имеются особые слова, названия которых они еще не знают. В таких случаях дети делают паузу, ожидая помощи взрослого.

Счет в этот период очень однообразен. Дети называют слова-числительные: раз (в значении один), два, три, другой (второй), третий и др., показывая при этом на предметы. На вопрос «Сколько?» они вновь начинают пересчитывать. Это свойственно всем детям на начальном этапе овладения счетной деятельностью. Они осваивают процесс счета (название чисел, отнесение их к предметам), но последнее названное при этом слово-числительное не соотносят со всем множеством.

Увеличение и уменьшение множеств, а затем и чисел ребенок 4—5 лет осуществляет практически, добавляя 1 или 2 предмета или убирая их. При этом он проговаривает свои действия, результат. Речь активизируется в условиях игровой ситуации. Но, сравнивая численности множеств (игрушек больше, чем стульев), дети, как правило, определяют большее из них по дальности его от начала сосчитывания или как находящееся впереди (сзади) какого-либо числа. Это свидетельствует о недостаточном освоении детьми способа получения каждого из чисел (в пределе 5, 10) путем увеличения или уменьшения другого числа на единицу.

В 4 — 5 лет дети стремятся самостоятельно «измерить», например, объем жидкости путем переливания ее в другую емкость или разливая ее в несколько емкостей (разных или одинаковых по размеру). Естественно, что в спонтанной деятельности детей больше всего интересуют процессы пересыпания, переливания, но не остаются незамеченными ими и некоторые взаимосвязи и закономерности. Интерес к количественной оценке объема жидкости, массы, сыпучих веществ, длины, ширины, высоты предметов появляется у детей в процессе накопления опыта познания свойств и отношений между предметами, простейших процедур экспериментирования, упражнений в счете.

К конце 4го года ребенок обычно:

ü совершает разнообразные манипулятивные действия с множествами предметов, ориентировка в их цвете, размере, форме, количестве (один, много, много — мало) в совместных со взрослым действиях в специально организованной предметно-игровой среде;

ü имеет представление о единичности, умение отделять один предмет от другого, приговаривая: «Один, еще один, еще один» и т. д.;

ü имеет представление об относительности слов мало — много (прослеживание за изменением ситуации: много яблок, мало слив, затем — много груш, а слив по-прежнему мало);

ü сравнивает предметы по количеству (наложением, приложением); установление соответствия, выделяет лишний предмет и уравнивает по количеству; указывает на множество, в котором, не хватает предмета;

ü перечисляет однородные и разнородные по составу множества: один, еще один, еще один и т. д.; называние характеристических свойств элементов множества: цвет, размер, форма;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...

Анализ игровых комнат в архитектурных объектах
Европейский опыт в проектировании, строительстве и оснащении развлекательных комплексов очень богат Белорусские дети проводят своё основное время на детских игровых и спортивных площадках. (Игровые элементы в таких местах небезопасны для жизни ребёнка). Также можно встретить игровые комплексы (детс ...

Сущность понятия «экологическая культура»
Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru