Формирование потребности в логических рассуждениях у учащихся начальной школы

Педагогика и воспитание » Логическая грамотность на уроках математики » Формирование потребности в логических рассуждениях у учащихся начальной школы

Страница 3

1. На сколько Д > М?

2. Сколько учеников?

Далее читаем текст: "В классе 18 девочек." - и изображаем графически имеющуюся в нем информацию. Рисунок может быть таким.

Черта слева здесь облегчает сравнение числа девочек и мальчиков.

Продолжаем читать задачу: "В классе 18 девочек, что в 3 раза больше, чем мальчиков".

Известно, что, увидев в тексте задачи слова "в. больше", многие дети, не раздумывая, выполняют умножение. Поэтому необходимо обсудить вопрос о том, кого больше, девочек или мальчиков, выяснить, что мальчиков в 3 раза меньше, чем девочек, а потому, чтобы узнать число мальчиков, надо разделить 18 на 3. На рисунке это можно изобразить так.

Чтобы узнать, на сколько девочек больше, чем мальчиков, надо от 18 отнять 18: 3, то есть 6: 18 - 6 = 12.

Чтобы узнать, сколько учеников в классе, надо установить, сколько в классе девочек и мальчиков вместе: 18 + 6 = 24.

Ответ:

1) девочек больше мальчиков на 12;

2) всего в классе 24 ученика.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что рассмотренная работа учит детей грамотно формулировать мысли, обосновывать выводы, способствует развитию логического мышления. Все это необходимо не только для пропедевтики обучения доказательствам, но и является важнейшим показателем успешности обучения в начальной школе.

Практическая часть исследования была направлена на выявление особенностей методики формирования математической грамотности в образовательной программе "Школа 2100". А также на подбор логических задач способствующих формированию логических операций с высказываниями. Для того чтобы успешно формировать логическую грамотность на уроках математики нами были выявлены потребности в формировании потребности в логических рассуждениях у учащихся начальной школы.

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения).

Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Кроме того, считаю необходимым введение в школе отдельного предмета "Логика", который позволит вооружить учащихся систематизированными знаниями по этой важной отрасли науки. Одна из важнейших задач курса логики - показать на основе философской теории познания основные формы и законы содержательного мышления, помочь интеллектуальному формированию личности учащегося.

Педагогическое исследование было направлено на изучение теоретической основы формирования логической грамотности у младших школьников на уроках математики. Нами раскрыта актуальность этой темы в современном изучении математики. Раскрыли и показали роль математики и пришли к выводу, что основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода логических задач. Поэтому использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

Для выявления логических основ формирования логической грамотности на уроках математики, нами был проведен анализ школьных образовательных программ для определения логической линии. Так, например, изучение литературы учащиеся начинают с понятий "художественный образ", "литературный тип", "литературная форма", затем подходят к изучению более общих понятий - "критический реализм", "натурализм", "романтизм", "принцип историзма"; при этом понятия берутся в их системе, а не изолированно. Большое значение для развития мышления учащихся имеет использование различных типов самостоятельных работ по литературе: самостоятельные работы по образцу, реконструктивные, вариативные самостоятельные работы - на применение понятий науки, творческие самостоятельные работы, постановка самими учащимися проблемы и нахождение путей ее решения. Итак, выявлено значительное многообразие средств, методов, приемов развития логического, творческого мышления учащихся на уроках в школе. Математика способствует развитию творческого мышления, заставляя учащихся искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и сути их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru