Эффективность коррекционной программы по развитию коммуникативной компетентности у подростков, имеющих нарушения интеллекта

Педагогика и воспитание » Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальной школы 8 вида » Эффективность коррекционной программы по развитию коммуникативной компетентности у подростков, имеющих нарушения интеллекта

Страница 2

При формировании личности подростков, имеющих отклонения в психическом развитии, в частности детей с интеллектуальным нарушением, воспитательное значение общения как системы резко возрастает. От взаимоотношений таких детей со сверстниками зависит адекватность их взаимодействия с социальной средой, успешность их социализации. Кроме того, в процессе роста и развития эти отношения претерпевают определенные изменения, связанные не только с физическими и психическими изменениями самого ребенка, но и с процессом взаимодействия со сверстниками.

Анализ влияния ролевой игры на развитие коммуникативной компетентности подростков с сохранным интеллектом и интеллектуальным нарушением показал, что для адекватного понимания динамики личностных изменений подростка и постановки целей психокоррекционой работы, необходимо, с одной стороны познание мира субъективных переживаний и оценок подростка его субъективной интерпретации окружения, а с другой стороны иметь представления о способах педагогического и психологического воздействия на него.

Для решения поставленных в исследовании задач по изучению отношений подростков с интеллектуальным нарушением, к сверстникам и окружающей социальной среде, выявлению адекватности ими восприятия конфликтных ситуаций, способах поведения, общения был использован комплекс ролевых игр, представленных Н. Козловым, отвечающий задачам нашего исследования. Для изучения уровня коммуникативной компетентности использовались тесты-опросники Снайдера и Ряховского.

На основе полученных результатов можно констатировать, что подростки с интеллектуальным нарушением, участвуя во взаимоотношениях со сверстниками, не всегда адекватно оценивают создавшуюся конфликтную ситуацию и нередко негативно оценивают себя и окружающих, неверно выбирают тактику поведения, не могут правильно высказать мысли, не умеют слушать других, что полностью согласовывается с данными в литературе.

Таким образом, при исследовании уровня коммуникативной компетентности учащихся с нарушенным интеллектом до проведения ролевых игр, большая их часть имели низкие показатели. Но после проведения эксперимента показатели значительно улучшились.

Полученные результаты дают возможность констатировать, что у подростков с интеллектуальным нарушением, нарушается система адекватного восприятия себя и окружающих, наблюдалось ярко выраженное эмоциональное отвержение. Данный факт нашел свое подтверждение в литературе.

Взаимоотношения подростка с нарушенным интеллектом со сверстниками оказывают влияние, имеют определенные особенности, накладывают определенный отпечаток на развитие его коммуникативной компетентности.

В ходе исследования мы убедились в том, что чем выше уровень общительности и самоконтроля, тем благоприятнее складываются отношения в среде сверстников. Данные, полученные нами при исследовании подростков с интеллектуальным нарушением, свидетельствует о том, что они в большей или в меньшей степени испытывают трудности в общении. В характеристике эмоциональных переживаний отмечаются такие личностные качества как: агрессия, чувство тревоги, враждебность, угрозы и упреки, попытка изоляции от социальной среды, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения со сверстниками.

Основной нашей задачей являлось развитие коммуникативной компетентности, посредством создания условий для полноценных контактов в группе, перестройка форм эмоционального реагирования, изменение стереотипных позиций. Для осуществления этой задачи использовались такие психотехнические средства как организация общения, совместная деятельность, практическая реализация новых отношений в группе. Были определены некоторые направления коррекционной работы.

В ходе проведенного экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что ролевая игра напрямую связана с развитием коммуникативной компетентности у учащихся с нарушенным интеллектом.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы, значение
Систематический контроль знаний и умений учащихся - важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематиза ...

Анализ игровых комнат в архитектурных объектах
Европейский опыт в проектировании, строительстве и оснащении развлекательных комплексов очень богат Белорусские дети проводят своё основное время на детских игровых и спортивных площадках. (Игровые элементы в таких местах небезопасны для жизни ребёнка). Также можно встретить игровые комплексы (детс ...

Календарно-тематическое планирование на уроках биологии
Число часов в неделю – 2 ч. Таблица 4 – Календарно – тематическое планирование (1 четверть; фрагмент) Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание Общие закономерности 1.Введение. Биология – наука о жизни 2.09.11   Прочитать с.3-5учебника ,написать краткую статью ,аргу ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru