Процесс развития коммуникативной компетентности у подростков происходит в активной деятельности с другими детьми, здесь он приобретает свой эмоциональный и социальный опыт общения, он чувствует расположение к себе, любовь или равнодушие, теплоту или холодность, сердечность или отстраненность. Такого рода опыт имеет чрезвычайное значение для последующего формирования личностных качеств.
Перед нами встала задача осуществления развития коммуникативной компетентности с учениками специальной (коррекционной) школы. Необходимо было выделить направления этой работы, обеспечивающие необходимые условия для реализации эксперимента. При решении задачи развития коммуникативной компетентности у старшеклассников с нарушением интеллекта, мы опирались на личностно - деятельностный подход, в частности на положение о взаимосвязи деятельности и общения.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, взаимоотношения детей в активной деятельности оказывают огромное влияние на развитие его как личности. Расположенность друг к другу; теплота, контакт, понимание, внимание и требовательность – вот характеристики, которыми должны обладать желательные, благоприятные отношения друг к другу. Долговременное же нарушение отношений ведет к фактору риска, способному привести к нарушениям в развитии личности подростка.
Во-вторых, осуществление активной деятельности подростков друг с другом – является немаловажным фактором, от которого зависит развитие коммуникативной компетентности.
Эти положения приобретают еще большее значение по отношению к развитию коммуникативной компетентности подростка с нарушенным интеллектом, лишенного возможности приобретать полноценную информацию об окружающем мире.
В процессе игры решались конкретные задачи: у подростков вызывались новые формы переживаний, воспитывались чувства по отношению к сверстникам, к самому себе, формировалось адекватное отношение к себе и другим.
Задачей экспериментатора на первом этапе было расположить к себе группу пациентов, заставить поверить в успех, убедить в необходимости совместной работы.
Мы выделили следующие этапы работы:
Первый этап включал в себя экспериментальное исследование уровня коммуникативной компетентности. Этот этап подробно описан в предыдущей главе.
Второй этап включает в себя проведение двух ролевых игр: «Катастрофа на воздушном шаре» и «Акционерное предприятие». Результатами этого этапа должны были стать активизация подростков на совместную деятельность, и развитие коммуникативной компетентности.
Для проведения игр, детьми в группах были сформулированы «правила совместных действий», при помощи которых работа в группах была более слаженной.
Следующий этап работы заключается в оценке эффективности психолого-педагогической работы с подростками, имеющими нарушения интеллекта.
Таким образом, проведенное нами исследование было посвящено проблеме изучения особенностей коммуникативной компетентности и роли ролевой игры в процессе формировании личности умственно отсталого ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определил важное значение активной деятельности в формировании личности ребенка с нарушенным интеллектом, взаимопонимания между сверстниками для развития полноценной личности. В психолого-педагогических исследованиях межличностное взаимодействие рассматривается как система, каждый член которой влияет на других и испытывает влияние на себе. Активная деятельность подростков определяет некоторые свойства и особенности, входящих в нее членов, по этому при анализе важно рассматривать поведение в конфликтных ситуациях и выход из них, со всех сторон. Именно они оказывают наибольшее влияние на развитие коммуникативной компетентности, самооценки, общительности, любознательности и других личностных качеств.
Новое в образовании:
Анализ игровых комнат в архитектурных объектах
Европейский опыт в проектировании, строительстве и оснащении развлекательных комплексов очень богат Белорусские дети проводят своё основное время на детских игровых и спортивных площадках. (Игровые элементы в таких местах небезопасны для жизни ребёнка). Также можно встретить игровые комплексы (детс ...
Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта ...