Познавательные цели обучения русскому языку

Педагогика и воспитание » Познавательные цели обучения русскому языку

Страница 2

3) определение основной мысли текста на тему о языке;

4) подбор пословиц о языке;

5) написание сочинений-рассуждений о языке.

Язык - развивающееся явление. Идея развития языка должна пронизывать весь учебный процесс: содержание нашего предмета дает для этого богатый материал во всех его частях. Способствует также этому изучение на уроках литературы художественных произведений разных эпох.

Отдельные сведения о развитии языка включены в тему «Лексика»: устаревшие и новые слова, заимствованные слова - и в тему «Общие сведения о языке», которая изучается на заключительном этапе. Идея развития русского языка проходит через тексты многих упражнений. В совокупности за все годы изучения русского языка учащиеся получат следующие сведения о языке как развивающемся явлении: со временем язык постепенно изменяется, сохраняя свою основу; изменяются все стороны языка, но более заметны разным поколениям изменения в лексике; причины изменений в языке; развитие русского языка в настоящее время. Программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в прошлом. Так, при изучении фонетики и графики в связи с буквами ъ и ъ полезно сообщить, что некогда они обозначали гласные звуки неполного образования, которые в одних положениях совпали с гласными полного образования (сънъ - сон, дьнь - день), а в других - перестали употребляться (в конце слова: сънъ -сна, дьнь - дня, так появились беглые гласные о и ё).

Занимаясь морфемным составом слова, целесообразно показать изменения, происшедшие в структуре многих слов, которые стали нечленимыми: румяный, сугроб, салазки, шапка, щетка и др. Такие наблюдения полезно проводить при изучении числительных (две на десяте - двенадцать), наречий (в дребезги - вдребезги), служебных частей речи, междометий.

При изучении лексики и фразеологии целесообразно показать изменение значений слов (глаз в значении «шарик» —> глаз в значении «орган зрения»), появление у слов новых значений (дворник -рабочий, поддерживающий чистоту во дворе дома, на улице —>дворник - приспособление на ветровом стекле автомобиля для механической его очистки).

Изучая морфологию, полезно объяснить утрату или появление тех или иных морфологических категорий, например изменение по родам глаголов в прошедшем времени и т.д.

При изучении темы «Общие сведения о языке» вспоминаются и систематизируются факты, свидетельствующие об историческом развитии языка, а основное внимание уделяется причинам изменений в языке и сохранению основы языка, прослеживаемой с древних времен. Для закрепления полученных знаний о развитии языка используются упражнения следующих видов:

1) сравнение древних и современных текстов;

2) анализ научно-популярных текстов по истории языковых явлений;

3) работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.

Язык - система взаимосвязанных единиц. В языке все взаимосвязано и взаимообусловлено, и эту идею учащиеся должны усвоить в процессе изучения русского языка. Системность языка - сложное явление, нерассматриваемое в школе в полном объеме.

Для осознания учащимися системности языка, взаимосвязи его единиц достаточно познакомить школьников со следующими сведениями:

язык состоит из единиц, на которые он членится;

единицы языка служат строевыми элементами для единиц высшего порядка (звуки - для морфем и слов, слова - для словосочетаний и предложений, предложения - для текста); от специфики единиц низшего уровня нередко зависит функционирование единиц высшего уровня; единицы языка имеют свои правила сочетаемости в единицах высшего уровня.

С единицами языка, их функциями и значениями учащиеся последовательно знакомятся, начиная с изучения фонетики, затем словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса. В процессе работы внимание учащихся акцентируется на самой единице и разделе науки о языке, изучающем эту единицу, на связях сочетаемости этих единиц (звуков с другими звуками, морфем с другими морфемами, слов с другими словами и т.д.), на стилистических функциях единиц языка в речи.

Богатейший материал для осознания зависимости одних единиц от других дают все разделы науки о языке, изучаемые в школе:

морфология и лексика (например, зависимость формы числа от лексического значения многозначного слова: лист - листы и листья);

словообразование и лексика (например, использование разных суффиксов в зависимости от значения многозначного слова);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Режим дня ребёнка
После года у ребенка возрастает потребность в более продолжительном бодрствовании, но какое-то время ему подходит режим 9-12 месячного ребенка. Ночью он спит 10-11 часов, днем 2 раза по 1,5-2 часа, ест 4-5 раз через 3,5-4 часа, в основном после сна. С возрастом ребенку уже не хочется есть сразу пос ...

Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива
Учебное заведение профессионального образования призвано создать обучающимся (студентам) возможности продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначения, ценности, содержание деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращ ...

Возможность формирования теоретического мышления на материале биологии
Одна из главных целей образования – формирование научного мировоззрения, ядром которого являются взгляды и убеждения, органически связанные с развитой способностью теоретического мышления. Для рассмотрения возможности формирования теоретического мышления в курсе биологии вновь обратимся к основным ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru