Развитие идентичности

Страница 1

Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, - необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состоянием. Развитие и обогащение образа Я в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т. д. И хотя такое развитие соответствующим образом меняет структуру эго-идентичности, она сопровождается, тем не менее, “ субъективным чувством непрерывности самотождественности ”.

Э. Эриксон понимал развитие идентичности как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вторых. Результатом эго-синтеза является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение всего детства. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает переживание чувства идентичности.

В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. В эпигенетической диаграмме Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, каждая из которых имеет свою центральную проблему, требующую разрешения. На каждом этапе жизни новые элементы должны быть интегрированы в имеющуюся структуру, а старые и отжившие – реинтегрированы или отброшены. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом “ вписывания ” себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса, индивид должен приложить определенные усилия, с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности.

По Эриксону, идентичность определяется таким емким понятием, как жизненный цикл.

М.В. Заковоротная в историко-культурном становлении выделяет четыре ступени во взаимоотношении идентичности и общества: индивидуальную потребность в самовоплощении; выделение частного, своего; отчуждение; приспособление.

Она утверждает, что в становлении индивидуальной идентичности первичным является интерперсональный аспект идентичности. За ним следует развитие внутреннего потенциала. Позже у индивида возникает потребность в сравнении с другими. Доминирующим в развитии человека является социальный аспект. У индивида много возможностей идентифицировать себя, ориентируясь на реальных и идеальных людей, на их привычки, черты, идеи. Каждая историческая эпоха предлагает ограниченный набор таких работающих моделей. Исходное и в то же время самое позднее условие самоопределения – самостоятельный выбор целей, ценностей в жизни.

Дж. Марсиа также отмечает, что идентичность развивается на протяжении всей жизни человека. Он вводит различение двух путей достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе, этот путь ведет к формированию присвоенной идентичности; 2) самостоятельное принятие решений человеком относительно того, каким ему быть, - этот путь ведет к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичности.

Д. Маттесон ввел понятие “ многофазового кризиса ”. Он обнаружил, что в разных областях или сферах жизни идентичность развивается по-разному. Кроме того. Исследования показали. Что различные проблемы возникают в различные, характерные для них периоды жизни. Аналогичные выводы сделал Дж. Колеман. Он обнаружил, что в разные области достигают пика проблематичности в разном возрасте. Человеческая жизнь предстает как путь преодоления различных по содержанию кризисов идентичности.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Педагогические условия процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в в ...

Психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с ...

Проблема развития творческих способностей личности
Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения. Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору. Его у ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru