Познавательные цели обучения русскому языку

Педагогика и воспитание » Познавательные цели обучения русскому языку

Страница 6

- переработка текстов, бедных в лексическом и синтаксическом отношении.

Чувство нормы и антинормы имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. Оно формируется, во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка; во-вторых, в процессе работы над языковыми ошибками, допущенными школьниками в своих высказываниях (фонетическими - в устной речи, лексическими и грамматическими - и в устной, и в письменной речи), а также над текстами упражнений учебников, в которых имеются ошибки.

Формированию чувства нормы у школьников служат упражнения следующих типов:

- выбор нормативного варианта;

- сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками;

- нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.

Развитие чувства выразительности речи опирается на знание школьниками богатства языка и экспрессивных возможностей языковых средств, и формируется оно с помощью упражнений следующих видов:

- анализ выразительных средств образцового текста (прозаического и поэтического);

- сравнение образцовых текстов с текстами, созданными детьми на одну и ту же тему;

- наблюдение в художественных текстах за звукописью, за словами, использованными в метафорическом значении, за фразеологическими оборотами, за разнообразием синтаксических конструкций;

- выяснение роли необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) в художественных произведениях;

-сравнение окончательных и черновых редакций произведений известных писателей, публицистов и т.д.

Чувство уместности употребления языковых средств – одно из сложнейших элементов структуры языкового эстетического чувства. Оно формируется в связи с ознакомлением учащихся с вариантами (разновидностями) литературного языка, обслуживающими разные сферы его применения, - с функциональными стилями. В результате этой работы учащиеся должны знать о том, что в своей речи мы пользуемся языковыми средствами в зависимости от средств общения, учитываем, где, с кем и о чем говорим (пишем).

Формируется это чувство у школьников при выполнении упражнений следующих видов:

- анализ текстов разных функциональных стилей;

-нахождение стилистических ошибок, нарушающих стилевое единство текста;

-нахождение в тексте нарочитого включения иностилевых элементов, будто бы придающих ему выразительность;

- стилистический эксперимент;

- нахождение в детском тексте «красивостей» и их исправление.

Языковой эстетический вкус формируется постепенно всей указанной выше системой работы. Учащиеся должны сознательно «воспитывать в себе вкус к хорошему языку» (А.П.Чехов).

Развитие у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. Эстетическое чувство действенно. Оно стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковое эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь. Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями).

Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ высказываний писателей о своем труде.

Формируя языковое эстетическое чувство, следует помнить о его связи с морально-этическим чувством. Нельзя допустить, чтобы у учащихся развилось высокомерное отношение к тем, кто еще недостаточно овладел литературным языком, к носителям диалектного языка и городского просторечия. Необходимо также постоянно напоминать о том, что высокими эстетическими качествами обладает не только русский, но и любой другой язык. Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем самым создаем теоретическую базу для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- вооружение учащихся нормами литературного языка;

- развитие умения связно излагать свои мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность - важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе. Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников, во-первых, предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания; во-вторых, правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; в-третьих, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих в настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, если учитель и ученики видят в орфографии и пунктуации не набор разрозненных правил, а определенные системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как изв ...

Уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников
Для того чтобы определить исходный уровень эстетической культуры школьников и отследить в динамике процесс эстетического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования необходимо уточнить уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников. Учреждение дополнительного образо ...

Воспитание детей в труде
С самого раннего детства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участником разнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей и отношений. Как только ребенок подрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко и естественно включал ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru