После решения данной задачи учащиеся получают задания: 1) изменить в условии задачи отношение на 2 больше на отношение в 2 раза больше; 2) изменить условие задачи так, чтобы она решалась вычитанием.
После выполнения каждого задания условия и решения данной задачи и задачи, полученной после изменения условия, сравниваются.
Цель данной работы: формирование умения решать текстовые задачи различных видов; учить отличать отношения больше на…, меньше на…и больше в… раз; меньше в…раз, что способствует обобщению умений решать текстовые задачи.
2. Постановка нового вопроса к уже решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые можно найти по данному условию.
Задача: «В мебельный магазин привезли 15 шкафов и 25 диванов. Сколько всего шкафов и диванов привезли в магазин?»
После решения задачи учащимся можно предложить изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась действием вычитания. Или дать задание назвать все вопросы, ответы на которые можно найти по данному условию. В этом случае учащиеся назовут такие вопросы: «На сколько больше привезли в магазин диванов, чем шкафов?», «На сколько меньше привезли в магазин шкафов, чем диванов?»
3. Сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи.
Данный прием широко используется при формировании умения решать задачи нового вида. Учащиеся сравнивают содержание и решение задач нового вида с содержанием и решением задач ранее рассмотренных видов, но сходных в каком-то отношении с задачами нового вида. Такие упражнения предупреждают смешивание способов решения задач этих видов. Так, например, следует проводить сравнение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в прямой форме с задачами на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз в прямой форме; задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, сформулированных в прямой и косвенной форме и др. С этой целью надо включать задачи парами, например:
1. а) Школьники посадили 30 лип, а дубов на 10 меньше, чем лип. Сколько дубов посадили школьники?
б) Школьники посадили 30 лип, а дубов на 10 больше, чем лип. Сколько дубов посадили школьники?
2. а) Карандаш стоит 27 р., а резинкав 3 раза дешевле. Сколько стоит резинка?
б) Карандаш стоит 30 р., а резинка на 3 р. дешевле. Сколько стоит резинка?
3. а) Неизвестное число больше, чем 15,на 8. Найти неизвестное число.
б) 12 больше неизвестного числа на 7. Найти неизвестное число.
Сравнивая задачи и их решения, учитель побуждает детей высказывать предположения, развивает интуицию, вызывает интерес к решению задач, т. е. активизирует их познавательную деятельность.
4. Анализ выполненного решения.
Если задача при решении вызвала у учащихся трудность, то полезно провести ее повторный анализ с обоснованием выполняемого действия.
Так, после решения задачи: «Колхоз купил 9 тракторов, их было в 3 раза меньше, чем сеялок. Сколько сеялок купил колхоз?» — учитель еще раз обращает внимание учащихся на выбор действия при решении и проводит беседу:
— Что означает число 9 в записи решения задачи? (Что означает первый множитель?)
— Что означает число 3? (Что означает второй множитель?)
— Каким действием мы решили задачу? (Умножением.)
— Почему? (Сеялок было в 3 раза больше, чем тракторов.)
— Что означает число 27? (27 сеялок купил колхоз.)
Эту работу полезно продолжить так:
— Измените одно слово в задаче так, чтобы она решалась действием деления.
Измените какое-либо данное так, чтобы в ответе получилось 36.
5. Обоснование правильности решения.
Новое в образовании:
Сравнение с исходной ситуацией, оценка результативности
Для того чтобы увидеть результативность формирования коммуникативной компетентности по средствам сюжетно-ролевой игры необходимо проследить динамику развития коммуникативной компетентности. Для этого необходимо сравнить полученные данные исходной ситуации с данными контрольной ситуации. Для начала ...
Результаты исследования адаптации ребенка в коллективе на примере
объединения дополнительного образования театральной студии «Шанс» Полянской
школы-интерната
Всем известно, что любая работа оценивается, конечно же, прежде всего по видимому конкретному результату. Особенно это касается театральных занятий. Ведь их результат, как ни какой другой, виден наглядно на сцене. Никто не знает как проходят занятия в театральной студии, как протекает учебный и тре ...
Особенности воспитания в семье
Особенные, специальные условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже с рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение к ребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего развития. К сожалению, в некоторых семьях ...