Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Педагогика и воспитание » Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста » Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Страница 3

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе

В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с указаниями.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняются. Усложнение определяется возрастными возможностями детей.

При организации работы детям необходимо предоставить нужный инвентарь, соответствующий их возрасту.

П. Г. Саморукова привела примерный список инвентаря, необходимого для работы на участке:

- Грабли: длина ручки 100—110 см, длина грабель 20—22 см и зубьев 5 см.

- Грохот: прямоугольник 100-Х-75 см.

- Колышки: высота 30 см.

- Кошки, лейка, ведро.

- Лопата: длина ручки 75—80 см, диаметр 2—2,5 см; высота лопаты 15 см, ширина 13 см.

- Совок: длина 16—20 см.

- Молоток (деревянный).

- Носилки: длина 100—110 см, расстояние между ручками 30—35 см, ящик квадратный 20—25 см, высота бортика 3 см.

- Тачка: длина 100—ПО см, расстояние между ручками 35 см, длина ящика 30—40 см.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

Руководя процессом работы, следует учить детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во внешнем виде. И главное – у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям.

В процессе нравственно-трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста встречаются и новые трудности, которые обусловлены их возрастными особенностями. Это низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом. Дети не всегда умеют соотнести свои возможности с предстоящей деятельностью. Учитывая эти трудности, воспитателю следует ориентироваться в работе на положительные особенности этого возраста, помогающие воспитанию детей в труде: желание действовать, стремление к самостоятельному выполнению заданий, активность. При выполнении заданий детьми этого возраста процент достижения цели вдвое выше, чем у малышей. Дети среднего дошкольного возраста могут уже довольно объективно оценивать поступки товарищей и с уважением отзываться о них. Они переживают вместе со сверстниками их успехи и неудачи, проявляют различные формы взаимопомощи; большинство детей (более 90%) отличают игру от труда. По сравнению с малышами трудовая деятельность у детей пятого года жизни приобретает большую самостоятельность, хотя пока она имеет не столько творческий, сколько исполнительский характер. Уровень организационных умений и культуры деятельности этих детей еще низок. Поэтому инициатива в организации трудовой деятельности по-прежнему принадлежит взрослым: чаще всего ставит цель педагог, он же помогает установить последовательность операций, достичь намеченного результата. Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий
В педагогическом словаре педагогические условия понимаются, как обстоятельства, от которых что-либо зависит. Под комплексом педагогических условий понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств в процессе обучения, и является результатами целенаправленного отбора, приме ...

Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития
Известно, что имя существительное имеет значение предметности и грамматически выражается в категориях рода, числа и падежа. Многие исследования свидетельствуют о том, что существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Первоначально они всегда употребляются в неизмененном виде, в фор ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru