Индивидуализация и дифференциация воспитания

Педагогика и воспитание » Индивидуальный подход в воспитании детей » Индивидуализация и дифференциация воспитания

Страница 1

Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность.

Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, свойственных отдельному человеку, которые заложены природой или приобретены ею в индивидуальном опыте. Особенными могут быть интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, наклонов, способностей и другое. Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирования всех качеств личности.

Глубокое знание индивидуальных особенностей ученика необходимо для решения двух заданий, взаимоувязанных между собой:

1) индивидуализации - поддержки и развития единичного, особенного, своеобразного как потенциала личности;

2) социализации - адаптации в социальной среде и самореализации личности в нем.

Индивидуализация воспитания - это система средств, которая способствует осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственного понятия. Индивидуализация содействует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.

Педагогическая поддержка заключается в общем с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать позитивных результатов в учебе (О.С. Газман).

Основанием педагогической поддержки есть взаимоотношения равноправия, равноценности, уважения и доверия между учителем и учеником.

Индивидуализация предусматривает:

1) индивидуально ориентированную помощь ученикам в осознании собственных потребностей, интересов, целей учебы;

2) создание условий для свободной реализации нанесенных природой способностей и возможностей;

3) поддержку школьника в творческом самовыражении;

4) поддержку ученика в рефлексии.

Следовательно, педагогическая поддержка используется с целью помощи ученикам в решении проблем: диагностической, поисковой, деятельностной, рефлексивной. Конечно, она не может заменить процесс учебы - основной путь получения поколениям, что подрастает, социального опыта, создаваемого человечеством на протяжении тысячелетий. В этом случае осуществляется индивидуальный подход, суть которого заключается в управлении развитием ученика, что базируется на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода предусматривает приспособление форм и методов педагогического влияния к индивидуальным особенностям школьника с целью обеспечения запроектированного уровня развития личности.

Под дифференциацией понимают такую форму индивидуализации, когда ученики, похожие за определенными индивидуальными особенностями, объединяются в группы для отдельной учебы. В педагогической литературе есть два срока: "внешняя дифференциация" и "внутренняя дифференциация". Сроком "внешняя дифференциация" помечают такую организацию учебного процесса, при которой для удовлетворения разносторонних интересов, способностей и наклонов учеников создаются специальные дифференцированные классы, школы. Термин "внутренняя дифференциация" применяют к такой организации учебного процесса, при которой развитие индивидуальности осуществляется в условиях работы учителей в обычных классах.

Внешняя дифференциация учебы осуществляется за двумя направлениями:

1) путем создания классов и школ на основе специальных способностей, интересов и профессиональных наклонов учеников (профильные и специализированные учебные заведения, классы с углубленным изучением отдельных предметов);

2) путем создания школ и классов за определенным уровнем общего умственного развития учеников и состояния здоровья учеников (школы для одаренных детей и подростков, школы для детей с отклонением в здоровье, классы выравнивания).

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

Кейс-метод в обучении
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case – «случай»). Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru