Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста » Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

владение приемами умственной деятельности (мыслительные операции - анализ , синтез , обобщение , абстрагирование, сравнение и т.п.)

владение приемами деятельности – в данном случае игровой, т.к. игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (практические умения – выполнение игрового задания, умение строить совместную со сверстниками игру, как выбрать необходимые игрушки или их заместители и т.п.)

Целью обучения в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

Каждому периоду дошкольного детства соответствуют определенные состояния и изменения в развитии психики – психические новообразования, свидетельствующие «об успешности, либо неуспешности в общем развитии ребенка», в данном исследовании речь идет о развитии и формировании познавательных процессов.

Так, для старшего дошкольника отмечаются следующие особенности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображение):

память: преобладает непроизвольная образная память; все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими процессами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развития памяти включается в развитие личности; формируется и развивается способность к длительному запоминанию – долговременная память; значительно расширяется объем памяти; происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.

внимание: происходит дальнейшее развитие и формирование основных свойств внимания - развивается произвольность, увеличивается способность к произвольному сосредоточению (концентрации) на материале, увеличивается объем, распределение, переключаемость внимания. Все названные свойства внимания становятся произвольными, т.е. осознанными и управляемыми самим ребенком с сознательной целью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды
В период февраль-март 2004 года Карагандинским областным институтом повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования была проведена пробная диагностика функциональной грамотности учащихся г. Караганды. За последние 10 лет в нашей республике произошли серьезн ...

Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике
В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения детей с игрой принадлежит основателю детских садов Фридриху Фребелю. Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на четких теоретических положениях, восходящих к философии Гегеля, и направленная на развитие созн ...

Опытно-экспериментальная работа по организации групповойработы
На первом этапе (констатирующем) было необходимо установить уровень взаимодействия учащихся в группе, определить роль каждого ученика. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдения за учениками при работе в группе; беседа с учащимися. Экспериментальное исследование ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru