Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста » Особенности развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Исходя из вышесказанного, следует говорить также (наряду с особенностями развития познавательных процессов у старших дошкольников) и об особенностях их речевого развития:

Речь: речь открывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; проявляются связанные формы речи, возрастает ее выразительность; изложение мыслей становится связным, логичным, последовательным, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач; развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинение инструкций взрослого; происходит дальнейшее формирование планирующей функции речи, когда она начинает предварять решения практических и интеллектуальных задач; развивается способность к выделению слова как абстрактной единицы, что дает возможность сделать слова объектом познания и тем самым формируются предпосылки к овладению письменной речью; складывается понимание форм языковой деятельности; речь становиться особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; сама речь превращается в особую деятельность, имеющие свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; завершается процесс фонематического развития - ребенок правильно слышит и произносит звуки.

Если рассматривать слово как основную единицу языка, то совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слова и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые необходимо учитывать при практической работе с детьми. Так, одной из задач речевого развития детей дошкольного возраста является обогащение словаря.

В современной методике развития речи словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка, в свою очередь, работа над развитием словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных позиций и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Так, усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной системы мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщений. Хорошо известно, что бедность словаря мешает полноценному общению, а значит, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Современное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают больше трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Дидактические игры в педагогических системах
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические иг ...

Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей развития теоретического мышления у младших школьников
Психологи, изучая этот познавательный процесс, считают, что мышление представляет собой активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Теоретические и практические выводы делаются людьми на основе сенсорной информации. Мышление отражает бытие не только в виде отде ...

Индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе
Историографический анализ литературы позволил установить, что проблема индивидуализации обучения не нова: ее идеи восходят к трудам древних философов и ученных, а затем они воплотились в идеях природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, А.Дистер ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru